Содержание
От составителя
Пояснения к каталогу
Список сокращений
Участники выставки
 
 

   Т. М. Кольцова

   От составителя


На протяжении своей многовековой истории Соловецкий монастырь играл видную роль в общественной, политической и культурной жизни не только Севера, но и всего Русского государства.

Соловецкие острова лежат в Онежском заливе Белого моря. Из 78 островов архипелага - шесть наиболее крупных: Большой Соловецкий, Анзер, Большая Муксалма и Малая Муксалма, Большой и Малый Заяцкие. Большой Соловецкий остров по своим размерам не имеет равных в Белом море. Его максимальная протяженностьНаибольшее расстояние его с севера на юг составляет 24 км, с запада на восток - 16 км, а длина очень изрезанной береговой линии - 181 км.

Первое поселение на ранее пустынном острове было основано в 1429 г. недалеко от горы Секирной Савватием и Германом. В 1436 г. инок Зосима положил начало строительству Соловецкого монастыря. Уже к ХVII в. монастырь владел богатыми вотчинными землями с многочисленными деревнями на побережье Белого моря, вдоль рек Онеги, Выг, Кеми, Сумы, Сороки. На монастырских землях развивались соляной, рыболовный, зверобойный промыслы, смолокурение, велись лесоразработки, добывались слюда, жемчуг, выделывались кожи. Во второй половине ХVIII в. Соловецкий монастырь, утратив владения на материке, умело перестраивает свое островное хозяйство.

Обитель в ХVI - ХIХ вв. имела значение пограничной крепости и важнейшего форпоста на Севере. Соловецкая крепость неоднократно демонстрировала свои оборонные качества.

Дважды посещал Соловецкие острова Петр I. Именно отсюда, с Соловков, он начал в 1702 г. свой легендарный поход по "Осударевой дороге", завершившийся замечательной победой русских войск на р. Неве и выходом России к Балтийскому морю.

На протяжении четырех столетий, начиная с ХVI в., Соловецкий монастырь - место ссылки и заточения. Здесь томились видные соратники Петра I, попавшие затем в опалу, - П.А. Толстой и В.Л. Долгоруков. Один из самых известных узников Соловецкой тюрьмы - последний атаман Запорожской Сечи П.А. Кальнишевский, умерший на Соловках в возрасте 112 лет.

Соловецкий монастырь - выдающийся архитектурный ансамбль Русского Севера, сложившийся на протяжении ХVI - ХIХ в. Он расположен на берегу удобной морской бухты Благополучия. С восточной стороны почти к самым стенам подходит Святое озеро. Первые каменные постройки Соловецкого монастыря - Успенская церковь с примыкающими трапезной и келарской (1552 - 1557), Преображенский собор (1558 - 1566) - являются шедеврами древнерусского зодчества.

Униальна одностолпная трапезная палата Соловецкого монастыря, поражающая своими размерами: ее площадь - 482 кв. м, толщина стен - 2,8 м. Своды держит единственный столп в центре, мощный, массивный, диаметром около 4 м. Известно имя одного из строителей палаты - новгородского мастера Игнатия Салки.

Пятиглавый Преображенский собор, стоящий на высоких подклетах, является доминантой всего архитектурного ансамбля. В соборе было несколько придельных храмов, часть из которых размещалась на сводах. С западной и северной сторон к собору примыкает широкая крытая галерея, построенная в ХVIII в.

Монастырские стены и башнями (1582 - 1592) - шедевр русского крепостного зодчества. Они образуют в плане пятиугольник неправильной формы общей площадью около 5 га, их периметр - 1084 м. Стены и восемь башен выложены из мощных валунов, толщина стен в основании достигает шести метров.

В середине ХVII в. формирование архитектурного ансамбля обители в основном завершается. К этому времени были возведены надвратная Благовещенская церковь (1596 - 1600), келейные корпуса, хозяйственные постройки (мельница, Чоботная, Иконописная и Рухлядная палаты).

В ХVIII - ХIХ вв. каменное строительство в Соловецком монастыре преимущественно шло по линии расширения и перестройки существующих сооружений. Новые здания - колокольня (1777), Филипповская церковь (1799), Никольский собор (1832) - обогатили ансамбль Соловецкого монастыря, создав его неповторимый силуэт.

Вблизи крепостных стен одновременно со строительством монастыря начал складываться поселок. В нем располагались хозяйственные службы, складские помещения, жилые дома для наемных рабочих и трудников, гостиницы для богомольцев. Самым старым из сохранившихся построек около трехсот лет: баня и кожевенный завод на берегу Банного озера, кузница на берегу Святого озера были сооружены еще в конце ХVII - начале ХVIII вв., но позднее сильно перестроены.

От поселка в разных направлениях проложены дороги. Они связывали монастырь со скитами, рыболовными тонями, богатыми сенокосными угодьями, пастбищами. Древнейший Троицкий скит ХVII в. сохранился на о. Анзер. Другие были основаны и возведены в ХVIII - ХIХ вв.: в память Распятия Господня на г. Голгофе, в честь Андрея Первозванного на Заяцких островах, Вознесенский на г. Секирной.

Соловецкий монастырь сыграл заметную роль в развитии культуры на Русском Севере. В монастырской ризнице, церквах, соборах хранились уникальные произведения древнерусской живописи, декоративно-прикладного искусства. Была собрана богатейшая библиотека с древними рукописями и старопечатными изданиями. В монастыре работали резчики по дереву, иконописцы, граверы, мастера серебряного дела. Сюда в качестве вкладов и богатых подарков стекались выдающиеся произведения искусства.

После закрытия монастыря в 1920 г. богатое культурное наследие обители было распределено между многими музеями России. Наиболее ценные произведения искусства в настоящее время украшают собрания Музеев Московского Кремля и Исторического музея в Москве, Русского музея в Санкт-Петербурге. Значительная часть наследия Соловецкого монастыря осталась в составе коллекций Архангельской области. Если произведения московских музеев публиковались и многие из них широко известны, то памятники, хранящиеся в архангельских коллекциях, до сего дня были мало изучены. Между тем именно коллекции музеев Архангельской области позволяют существенно дополнить и уточнить представления о художественном наследии монастыря, изучить и охарактеризовать художественные ремесла, которые процветали на Соловецких островах в ХVI - начале ХХ в.: иконопись, серебряное дело, печатную гравюру, резьбу по дереву, кузнечное ремесло, гончарное искусство, выделку кож, фотографию.

В музеях Архангельской области есть уникальные соловецкие реликвии, долго ждавшие своих исследователей, реставраторов и экспозиционеров. Идея организации выставки "Наследие Соловецкого монастыря в музеях Архангельской области" родилась в 2004 г. Сразу же согласились принять участие в выставке своими экспонатами пятнадцать музеев Архангельской области и Церковно-археологический кабинет Соловецкого монастыря. Координацию всех подготовительных и организационных работ взяли на себя сотрудники Государственного музейного объединения "Художественная культура Русского Севера" во главе с директором М.В. Миткевич.

В создании каталога принимали участие научные сотрудники из музеев Архангельской области и реставраторы, имеющие опыт работы с памятниками Соловецких островов и владеющие значительной исторической информацией: О.Н. Вешнякова, И.А. Волыхина, Т.М. Кольцова, З.Д. Кулешова, И.С. Корниенко, Е.И. Ружникова (Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера"); С.Б. Балан, Л.А. Бровина, Н.В. Веселовская, Е.В. Волкова, Л.А. Петровская, О.Ю. Рубцова (Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник); А.А. Сошина (Церковно-археологический кабинет Соловецкого монастыря); Е.П. Бронникова, Е.В. Лютиков, Ю.П. Прокопьев (Архангельский областной краеведческий музей), В.Г. Кондратьева (Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства "Малые Корелы"); Г.А. Веревкина (Вельский краеведческий музей); О.Б. Пригодина (Каргопольский государственный историко-художественный музей-заповедник); Е.Г. Меньшакова (Ненецкий окружной краеведческий музей); В.М. Чирцова (Онежский историко-мемориальный музей), Е.Ф. Луцковская (Северодвинский городской краеведческий музей), Е.Н. Парконен (Сольвычегодский историко-художественный музей), М.С. Трубачева, Г.А. Григорьева, А.Н. Селезнева (Всероссийский художественный научно-реставрационнй центр им. акад. И.Э. Грабаря).

Всех авторов объединяет любовь и трепетное отношение к памятникам древности Русского Севера. В результате большой исследовательской работы ими собран большой источниковедческий материал и ценные сведения о художественном наследии Соловецких островов, что нашло отражение в каталоге выставки. В ходе этой работы большинство экспонатов выставки впервые атрибутированы, что очень важно для дальнейшей исследовательской и собирательской работы провинциальных музеев.

Авторы благодарят за ценные консультации и помощь в работе над каталогом М.Н. Бубчикову, Т.Б. Левину, О.Б. Стругову (Государственный исторический музей; Т.А. Островскую (Государственный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Коломенское"); В.В. Игошева (Государственный научно-исследовательский институт реставрации); Г.П. Черкашину (Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник); Г.А. Ченскую (Государственный музей истории религии); О.А. Завернину, Н.Д. Мореву, Р.А. Пичугину, В.В. Третьякову, К.А. Угарову (Архангельский областной краеведческий музей); И.А. Аликину, Н.В. Шарову, А.В. Шаткову (Соловецкий государственный исторко-архитектурный и природный музей-заповедник).

Все произведения, показанные на выставке, отреставрированы силами специалистов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря, которым руководит А.П. Владимиров, а также реставраторами архангельских музеев.

Выставка экспонируется в залах Государственного музейного объединения "Художественная культура Русского Севера" в Архангельске. Мы надеемся, что она будет значительным вкладом в исследование доселе неизвестных страниц русской культуры.

© Государственное музейное
объединение «Художественная
культура Русского Севера», 2006
© Музеи участники выставки, 2006
© Издательство Сканрус, 2006
© Авторы статей
и каталожных описаний, 2006

 

НАСЛЕДИЕ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ В МУЗЕЯХ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ:     
Каталог / Сост. Т.М. Кольцова