Содержание
От составителя
Пояснения к каталогу
Список сокращений
Участники выставки
 
 

Е.П. Бронникова

   Е.П. Бронникова

   Редкие фотографии


С середины XIX в. фотография как новый вид изобразительного искусства стремительно входит в повседневную жизнь людей. К огромному сожалению, ранних снимков практически не сохранилось. Проследить историю возникновения и развития фотодела часто можно только по архивным источникам. Соловецкий монастырь не является исключением. В Государственном архиве Архангельской области удалось найти уникальные документы о фотографических и литографических заведениях в Соловецком монастыре. Благодаря этому стало известно, что уже с 1866 г. там существовало литографическое заведение, а с 1867 г. - фотографическое1. Делопроизводитель монастыря в письме, адресованном в Департамент мануфактур и торговли от 20 декабря 1867 г., указывал, что эти заведения "открыты не с целью торговли, а давать безвозмездно, в виде благословения от обители картины, изображения угодников Божьих и монастырь. До 1866 г. монастырь ежегодно изготовлял до 1000 печатных изображений, а с 1866 г. заменил литографиями. Часть продается за малую цену. Фотоаппарат приобретен в 1866 г. одним из Соловецких послушников, Василием Сорокиным, для себя. В нынешнее лето первый раз снимал карточки с братии Соловецкой, не получая с них денег и с древних замечательных предметов и редкостей, чтобы составить из них альбом в монастырскую ризницу. Были снимки и частные из посетителей, что было ему разрешено"2. По существующим на тот момент в Российской империи правилам, необходимо было иметь разрешение на занятие фотоделом от губернатора. Вероятно, монастырь не пожелал давать ежегодные отчеты, так как извлечение прибыли в данном случае не было целью. В рапорте от 4 сентября 1869 г. пристав 3 стана Кемского уезда, находившийся в Соловецком монастыре для исполнения надзора, докладывает в уездное полицейское управление, что "в течение года в монастыре противозаконных заведений не отмечено. Литография ничего не производила. Фотоаппарат собственность послушника Сорокина не был в употреблении. В особом отделении на церковном коридоре существует выставка священных изображений икон, крестов"3. По приходно-расходным книгам монастыря за 1895 г.4 удалось выявить, что для расходной лавки закупались:
Наименование Количество Цена Стоимость
Альбомов монастыря фотографических 25 экз. 4 р. 50 к. 112 р. 50 к.
Альбомов монастыря фотографических 50 экз. 2 р. 50 к. 125 р.
Видов монастыря и скитов фотографических 97 экз. 0 р. 40 к. 38 р. 80 к.

Что это были за альбомы и фотографические виды, неизвестно. Вероятно, их заказывали в мастерских известных фотографов, в том числе и в Архангельске. Но раз их закупали, следовательно, своей фотографии в монастыре в тот период не было. Позже она появилась, располагаясь в помещении над Святыми вратами. После закрытия монастыря его имущество было передано совхозу "Соловки", а затем - Управлению северными лагерями ГПУ. Приемо-сдаточная ведомость, приложенная к акту от 25 июня 1923 г., зафиксировала передачу от совхоза не только предметов церковного, исторического и другого имущества, но и фотографического. Приведем ниже этот список5.

"Раздел: Фотографическое имущество и другие материалы
№ п/п Наименование Числилось по совхозу Передано управлению Примеч.
58 Большая старинная камера с кассетами и матовыми стеклами. 1 шт.    
59 Малая камера 1 шт.    
60 Объектив фабричный "Герман" с 4 диафрагмами 1 шт.    
61 Камера старая деревянная в оправе 1 шт. 1 шт.  
62 Объектив к ней "Апленбуша" с 5 диафрагмами 1 шт. 1 шт.  
63 Камера ручная с раздвижным механизмом 15х18 фабрики Зинге с 5-ю кассетами 1 шт. 1 шт.  
64 Копировальных рамок простой столярной работы 7 шт.    
65 То же малого размера 8 шт.    
66 Деревянный станок для сушки пластинок 1 шт.    
67-68 Посуда, химикаты     Химикаты почти все переданы

Если анализировать коллекции фотографий, посвященных Соловкам, сохранившиеся в музеях и архивах, то в первую очередь следует отметить собрание Архангельского областного краеведческого музея. Самый ранний авторский альбом 1888 г. принадлежит Я.И. Лейцингеру (кат. 502). Сегодня можно с достаточной долей уверенности утверждать, что это наиболее ранние фотографии Соловецкого монастыря. Другой альбом этого же автора - "Виды Соловецкого монастыря" - датирован 1895 г. К сожалению, многие фотографии этого красиво оформленного альбома утрачены: вырезано шесть листов, фактически осталось только двенадцать фотографий. Аналогичным комплектным альбомом обладает Соловецкий музей-заповедник, хотя и не в таком прекрасном подарочном оформлении (кат. 503, 504).

Несколько соловецких фотографий Я. Лейцингера (1895, 1910 г.) опубликовано в альбомах, посвященных Архангельской губернии. Много их находится и в других музейных и частных коллекциях. Известно, что Яков Иванович Лейцингер как фотограф часто сопровождал в поездках архангельских губернаторов А.П. Энгельгарта и И.М. Сосновского. Бывал он и в Соловецком монастыре. Часть его работ была опубликована еще в книгах конца XIX - начала ХХ в.6.

Интересны фотографии Ивана Юрьевича Соберга, архангельского фотографа, члена Архангельского фотографического общества. Его соловецкая коллекция небольшая, всего восемнадцать снимков. На большинстве снимков в правом нижнем углу оттиснуто факсимиле "I.Собергъ" или имеется оттиск личного штампа на обороте: "Центральная фотография. И. Соберг. г. Архангельск". Коллекция Соберга датируется 1910 г., часть ее принадлежала когда-то издателю открыток И.А. Третьякову. Особый интерес вызывает снимок: "Соловки. Святые ворота. Вход в Преображенский собор" (кат. 510). Под аркой ворот видны известные модели кораблей, связанные своей историей с путешествиями Петра I (кат. 537, 538). Можно отметить и другие весьма редкие фотографии: "Постройки Соловецкого монастыря: внутренний переход. Царская колокольня. Трапезная палата" (кат. 512), "Птичник на Соловках" (кат. 518). Особенно интересно, что на некоторых фотографиях имеются пометки синим карандашом: "Выставка Русский Север" (кат. 511, 515, 516, 518, 519). Эта выставка была открыта 11 августа 1910 г. в г. Архангельске, в Гостиных дворах, и имела большой успех. Больше всего на ней было представлено фотографий - свыше 15297, в том числе Я.И. Лейцингера, И.Ю. Соберга, А.А. Поплавского.

Альвиан Альвианович Поплавский сделал много для развития фотографии на Севере, он был инициатором создания Архангельского фотографического общества (1910 г.). В 1919 г. он побывал на Соловках. Сделанные им снимки уникальны тем, что фактически они фактически последними перед закрытием монастыря советской властью в 1920 г. Особо следует выделить стеклянный негатив (кат. 531). На нем - торжественный молебен в престольный праздник Свято-Преображенского Соловецкого монастыря. Вероятная дата - 19 августа 1919 г.

В 1922 г. в собрание Северного краевого музея по описи Петроградского отдела музеев от 9 октября 1922 г. среди прочих вещей поступают "50 портретов духовных особ литографированных; 39 портретов духовных особ (фотографических)"8. На оборотах некоторых портретов написаны имена тех, кто изображен на них. Но история поступления оставалась загадкой, пока не удалось познакомиться с двумя снимками из альбома Соловецкого музея-заповедника (СГИАПМЗ. КП 6403/ 44). На них запечатлены покои настоятеля монастыря, где на стенах развешены портреты, написанные маслом, и много портретов небольшого размера, явно выполненных в технике фотографии и литографии. В этой коллекции есть снимки с дарственными надписями. На одном из них сфотографирован Антоний, митрополит Санкт-Петербургский (кат. 121). На обороте - надпись: "Лично Его Высокопреподобию Высокочтимому Настоятелю Соловецкого Монастыря Отцу Священно-Архимандриту Iоанникию от Его Высокопреосвященства Антония Митрополита С. Петербургского с собственноручною надписью. 1902 г. Окт. 10.". Другой портрет, епископа Архангельского и Холмогорского Иоанникия, выполнен Я. Лейцингером. На обороте - дарственная надпись: "Высокопреподобнейшему отцу Архимандриту Iоанникию, настоятелю Ставропигиального Соловецкого монастыря, в благословление и молитвенную память от Iоанникия, Епископа Архангельского и Холмогорского. 20 сент. 1903 г." (кат. 121).

Содержательным собранием фотографий по истории монастыря обладает Соловецкий музей-заповедник9. За три десятилетия, прошедшие со времени создания этого музея, сотрудникам удалось собрать интересную изобразительную коллекцию. Коллекция фотографий основного фонда музея насчитывает 1699 единиц хранения, из них 314 - периода конца XIX - начала ХХ в. Следует выделить альбом Я.И. Лейцингера "Виды Соловецкого монастыря 1895 г." (кат. 503). Есть несколько уникальных фотографий, которые не встречаются больше нигде: "В столярной мастерской Соловецкого монастыря, 1912 - 1916 гг." (кат. 526); "Два монаха в помещении электростанции, 1912 - 1916 гг. (кат. 527); "Восьмивесельный шлюп Царевич. 1913 г." (кат. 528). Из личного архива профессора, историка Ю.С. Ушакова поступил альбом с видами Соловецкого монастыря, Кеми, Онеги, 1909 - 1911 гг. В июне 1910 г. преподаватель гимназии Николай Николаевич Розов вместе с учениками посетил Соловецкий монастырь. В память о поездке ему был подарен альбом, который в 1972 г. передали в музей. К сожалению, в нем сохранилось только тринадцать фотографий. Уникальна коллекция негативов 1912 г. московского фотографа Венедикта Федоровича Якубовского.

После возрождения Соловецкого монастыря в 1990-е гг. при нем образован церковно-археологический кабинет10. Люди постоянно приносят сюда предметы, связанные с историей монастыря. И в этой коллекции можно выделить альбом фотооткрыток и редкую фотографию "Мальчики-трудники и братия Соловецкого монастыря. 1910 г." (кат. 522).

Интересны и коллекции фотографий Государственного архива Архангельской области. Но особо хотелось бы отметить три снимка, которые хранятся в личном фонде К.П. Гемп (кат. 534 - 536). На них неизвестный фотограф запечатлел постройки монастыря после пожара в мае 1923 г. Страшные фотографии, страшная страница в истории. Но в Архангельских коллекциях подобные подлинные фотографии пока неизвестны. Много снимков этого периода хранится в Москве, в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им. А.В. Щусева. Автором их является известный архитектор-реставратор П.Д. Барановский, который в 1922 - 1923 гг. был на Соловках, принимал участие в архитектурных обмерах и много сделал для сохранения коллекций монастыря11.


1. ГААО. Ф. 29. Оп. 32. Т. 1. Д. 296. Л. 2.
2. Там же. Л. 2, 3.
3. Там же. Л. 22, 22 об.
4. РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Д. 121. Л. 57 об., 58.
5. ГААО. Ф. 105. Оп. 2. Д. 97. Л. 15 об., 16.
6. Энгельгардт А.П. Русский Север. Путевые заметки. СПб., 1897. С. 20-25; История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря. СПб., 1899; Северный край: Иллюстрированный альбом, посвященный губернатору И.М. Сосновскому. СПб., 1914.
7. Отчет Архангельского общества изучения Русского Севера за 1910 и 1911 г. Архангельск, 1912. С. 15.
8. ГААО. Ф. 1222. Оп. 2. Д. 2. Л. 70.
9. Обзор коллекции представлен С.Б. Балан, старшим научным сотрудником отдела фондов СГИАПМЗ.
10. Информация предоставлена А.А. Сошиной, заведующей церковно-археологическим кабинетом Соловецкого монастыря.
11. Соловецкий монастырь. Из архива архитектора-реставратора П.Д. Барановского. Том I / Сост. В.А. Буров, У.А. Черновол. М., 2000.

© Государственное музейное
объединение «Художественная
культура Русского Севера», 2006
© Музеи участники выставки, 2006
© Издательство Сканрус, 2006
© Авторы статей
и каталожных описаний, 2006

 

НАСЛЕДИЕ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ В МУЗЕЯХ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ:     
Каталог / Сост. Т.М. Кольцова