Содержание
От составителя
Пояснения к каталогу
Список сокращений
Участники выставки
 
 

Е.П. Бронникова

   Е.П. Бронникова

   Исторические памятники


После упразднения Соловецкого монастыря в 1920 г. значительные коллекции древнерусского и декоративно-прикладного искусства были вывезены в 1922 - 1923 гг. в Москву и Петроград. Некоторые поступили в собрание Архангельского областного краеведческого музея.

Следует отметить, что в музеи г. Архангельска предметы из Соловецкого монастыря поступали и раньше. Так, в каталоге за 1905 год Архангельского городского публичного музея уже значатся экспонаты из Соловков. В нем числятся 65 предметов: китовый жир1, образцы кожевенного2, гончарного производства3, изделия из дерева4. Часть из них впервые упоминается музейном каталоге в 1898 г.5. В 1884 г., в преддверии 300-летнего юбилея г. Архангельска, одним из праздничных мероприятий было проведение сельскохозяйственной выставки. Участником ее стала и Соловецкая обитель. Она предоставила гончарные изделия, скот, сельдь, рыболовные снаряды, изделия из дерева6. Монастырь значился среди награжденных под вторым номером и получил самую престижную награду - золотую медаль за "различные предметы по сельскому хозяйству"7. После окончания работы выставки многие экспонаты были переданы в Музей губернского статистического комитета, который в 1897 г. был преобразован в Архангельский городской публичный музей8. Не исключено, что те предметы, которые упоминаются в каталоге 1905 г. как изделия Соловецкого монастыря, были первоначально экспонатами сельскохозяйственной выставки 1884 г.

В 1886 г. при Архангельском епархиальном церковно-археологическом комитете (АЕЦАК) было создано древлехранилище археологических предметов и древностей. В 1904 г. туда поступает из Соловецкого монастыря коллекция древнего вооружения. Учрежденный собор Соловецкого монастыря принял решение о том, чтобы "предметы древнего вооружения, хранившиеся до сего в Оружейной палате Соловецкого монастыря", были препровождены в АЕЦАК9.

В собрании древлехранилища была большая коллекция антиминсов. И.М. Сибирцев, заведовавший древлехранилищем с момента его основания до 1920 г., отмечал: "…имеется до 78 антиминсов XV, XVI и XVII веков. Все они холщовые, небольшого размера, от 3 до 5 вершков, с пришитыми на углах наугольниками, выданные не только Новгородскими митрополитами, к ведению которых относилась нынешняя Архангельская губерния, но и вследствие отдаленности от Новгорода, также Московскими, Вологодскими и Ростовскими владыками. На антиминсах, вместо положения во гроб, изображался только чернилами или св. миром крест (семиконечный, восьмиконечный) и затем надпись с указанием во имя кого устроена церковь (без указания прихода), когда, при каком князе и епископе, освящавшем антиминс"10.

Кольчуга и бердыши Соловецкого монастыря
в экспозиции Архангельского краеведческого музея.

Фото 1940-х гг.

В феврале 1920 г. древлехранилище было закрыто, а в августе 1922 г. на базе его коллекций был образован Музей древнерусского искусства (или Музей старины). В музейном отчете за 1922 г. И.М. Сибирцев указывает, что "в историко-археологическом отношении наиболее примечательной представляется коллекция антиминсов, числом до 70"11. Иустин Михайлович Сибирцев, собиратель и хранитель прежних коллекций древлехранилища, был единственным сотрудникоммузея. Древлехранилище из подчинения епархиального ведомства было изъято и поступило в ведение музейной коллегии Губоно. Создан городской (позже переименованный в краевой) музей. Прибывшие летом 1922 г. из Москвы представители Главмузея Н.Н. Померанцев и П.Д. Барановский, а из Петрограда М.П. Мошков, нашли уникальные предметы древлехранилища "в хаотическом состоянии". Позже наиболее значительные и ценные вещественные памятники древности были перенесены в одну из пустовавших кладовых местной таможни12. В 1924 г. эти коллекции объединяют с Краевым музеем, а возникший в результате слияния музей, получил название Архангельского губернского. Тогда же началось и составление инвентарных описей. В отчете Музея древнерусского искусства и быта за 1924 - 1925 гг. отмечается, что были составлены списки, включавшие 916 предметов. Впоследствии эта работа продолжалась, так как, помимо коллекций древлехранилища, в музей поступило немало предметов из Соловецкого и Сийского монастырей, привезенных делегациями Главмузея. Предметы в то время находились в здании Архангельского губернского исполкома13. Таким образом, удалось выяснить, что привезенные из Соловецкого монастыря коллекции хранились в двух местах: в пакгаузах таможни и здании Губисполкома. Эти сведения очень важны, потому что, когда музей получил новое помещение на проспекте П. Виноградова (здание бывшей аптеки Брольницкого) и перевез туда коллекции, была утрачена информация об истории многих предметов. Сотрудников в музее было мало, и техническую учетную работу они вести не успевали.

В 1926 г. с объединения музеев начинается следующий этап переинвентаризации коллекций, в том числе и соловецких. Распоряжением Архгубоно № 49 от 1 февраля 1926 г. для составления описи имущества Музея древнерусской старины, пакгаузов таможни, а также для установления предметов, украденных при взломе кладовой церкви, была сформирована комиссия в составе И.М. Сибирцева, А.М. Ларионовой, Ждановой14. "Комиссией записано в обоих пакгаузах 1769 предметов, на которых наложено 1268 номеров… Кроме указанных предметов в Таможне часть принадлежащего музею имущества продолжает оставаться в рассеянии по разным учреждениям… в Доме Книги собрание вещей (иконы, портреты, материи) вывезенных в 1923 г. из Соловков и часть имущества б.[ывшего] Древнехранилища. В зд.[ании] Губисполкома материи и др.[угие] вещи из ризницы Соловецкого и Сийского монастырей"15.

В служебной записке, направленной в Политпросвет И.М. Сибирцевым 10 апреля 1926 г., говорится о соловецкой коллекции: "В Доме Книги находилось 313 предметов, выделенных для Музея Старины из числа предметов, записанных и взятых на учет в б.[ывшем] Соловецком монастыре представителями Отдела Музеев НКП - Н.Н. Померанцевым и Е.И. Силиным и представителем Архгубмузея А.Н. Поповым, посетившими указанный монастырь в августе 1923 г… В первом собрании предметов (соловецких. - Е.Б.) наложено 186 номеров"16. К счастью, сохранилось несколько экземпляров этого списка. Однако следует уточнить, что в документах 1926 г. список обозначен Сибирцевым как "дополнительный из Соловецкого монастыря", а на л. 69 его рукой записано: "Кроме того вещи из ризницы по описи Петроградского отдела музеев от 9 октября 1922 г. за №№ 46, 45, 43, 42 и т. д. без описания вещей в количестве " " (цифра отсутствует - Е.Б.) предметов". Порядковые номера в списке - со 115 по 186. Важно, что указывался год поступления соловецких предметов. Благодаря этим документам мы знаем, что конкретно было вывезено в 1922 г. и откуда.

Соловецкие модели яхт-фрегатов
в экспозиции Архангельского краеведческого музея.

Фото 1940-х гг.

Хочется отметить хотя и небольшую, но интересную коллекцию церковных тканей. При изучении описи ризницы Соловецкого монастыря удалось выявить, что некоторые из этих тканей были пожертвованы императором Александром II в 1859 году17 (кат. 228-231). Сохранилась значительная часть коллекции подвесных фарфоровых яиц (кат. ), мраморные подсвечники. К большому сожалению, в результате пожара 30 января 1937 г. в музее сгорело много картин, поступивших из монастыря. Это портреты Соловецких настоятелей и епископов из других епархий18. Только небольшая часть портретов уцелела (кат. 115-117, 120. 121), в том числе коллекция фотопортретов и фототипий.

В 1923 г. значительную часть поступлений из Соловецкого монастыря составили иконы, в том числе и из ризницы. Кроме того, в числе наиболее интересных предметов - портрет патриарха Никона из Троицкого Анзерского скита (кат. 118). Всегда вызывали интерес у разных категорий посетителей музея две модели кораблей, которые, по преданию, были сделаны Петром I (кат. 837, 838). В самом монастыре они висели под сводом Святых ворот, что можно видеть на фотографиях. К моменту закрытия монастыря модели находились в складских помещениях.

В церкви на горе Секирной хранилась книга "Устав церковный", изданная в Москве в 1695 г. (кат. 212). Она интересна тем, что сохранила штамп монастырской библиотеки и вкладную запись. Из церкви святителя Филиппа происходит коллекция финифтяных икон и образков работы ростовских мастеров (кат. 197-217). Из церкви Богоматери Живоносный источник по акту от 18 августа 1923 г. в музей были переданы два серебряных крестика. Но в 1931 г. их сдали вместе с многими другими предметами из драгоценных металлов, в Госфонд, о чем свидетельствуют пометки в инвентарной книге описи ценностей музея19.

В 1930-е гг., вероятно, директором Северного краевого музея В. Тонковым, была предпринята попытка перевезти в Архангельск коллекции музея СОАОК. Сохранилась рукопись докладной записки, в которой, в частности, указывается: "В помещениях б. Соловецкого монастыря на Соловецких островах имеется археологический и естественно-исторический музей, весьма слабо функционирующий и почти не посещаемый, а в настоящее время едва ли не закрытый. Между тем имеющийся в этом музее художественно-исторический и естественно-исторический материал представляет значительный интерес и при рациональной его экспозиции, правильном освещении и умелом к нему подходе мог бы явиться весьма полезным объектом для полит. просветительной работы среди широких масс… Особенно важен был бы этот материал для правильного выявления многовековой деятельности на нашем Севере самого научного "Северного феодала" Соловецкого монастыря, державшего в ежовых рукавицах все население теперешнего Сев. Края и выжимавшего из него все жизненные соки… Значение этих собраний выходит далеко за пределы территории Соловецкого архипелага, а они отображают естественно-исторические богатства и материальную культуру большей части нынешнего Северного Края. Имея ввиду отсутствие какого бы то ни было политпросветительного значения коллекций Соловецкого музея при существующем его положении, а также неимение соответствующего состава населения, среди которого могла бы вестись такая же политпросветительная работа на материале музея, представляется нецелесообразным дальнейшее оставление названных выше собраний на Соловках. Принимая же во внимание все большее значение, приобретаемое городом Архангельском, как центром всего Северного Края, огромный подъем среди многочисленного населения и его интерес к изучению прошлого и настоящего этого края, тесную связь Соловецких собраний с Севкраем и существование в Архангельске особого музея Сев. Края, который весьма нуждается в пополнении своих собраний, является наиболее правильным передать собрания Соловецкого музея музею Северного Края в Архангельске"20.

Но этим намерениям не суждено было осуществиться.

История формирования коллекций одного из старейших в России Архангельского областного краеведческого музея очень интересна и богата событиями и фактами. История соловецкого собрания весьма запутана. Только исследование и сопоставление архивных документов, различных списков 1920-х гг., старых инвентарных книг, визуальное изучение самих памятников позволили атрибутировать значительную часть собрания Соловецкого монастыря.


1. Каталог Архангельского Городского Публичного Музея. Архангельск, 1905. С. 135.
2. Там же. С. 151, 169.
3. Там же. С. 152-153.
4. Там же. С. 153-154.
5. Каталог Архангельского Городского Публичного Музея. Архангельск, 1898.
6. Архангельские губернские ведомости. 1884. 22 авг. № 67.
7. Там же. 1884. 10 октября. № 81.
8. Каталог Архангельского Городского Публичного Музея. Архангельск. 1905. С. 2.
9. ГААО. Ф. 510. Оп. 1. Д. 42. Л. 89, 90.
10. ГААО. Ф. 510. Оп. 1. Д. 110. Л. 29.
11. ГААО. Ф. 1222. Оп. 2. Д. 2. Л. 11, 23, 23 об., 25.
12. ГААО. Ф. 510. Оп. 1. Д. 42. Л. 90.
13. ГААО. Ф. 273. Оп. 8. Д. 4. Л. 4, 4 об., 7, 8.
14. ГААО. Ф. 273. Оп. 8. Д. 4. Л. 48.
15. ГААО. Ф. 1222. Оп. 2. Д. 2. Л. 67-70; Оп. 1. Д. 19. Л. 79-81.
16. ГААО. Ф. 1222. Оп. 2 Д. 2. Л. 69.
17. ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 42.
18. АОКМ. Научный архив. Ф. 3. Оп. 1. Д. 51-а. Л. 14-17.
19. АОКМ. Книга № 8. Опись ценностей древнерусского искусства, составленная директором Севкраймузея Купецким. 1931 г.
20. ГААО. Ф. 1222. Оп. 1. Д. 20. Л. 15.

© Государственное музейное
объединение «Художественная
культура Русского Севера», 2006
© Музеи участники выставки, 2006
© Издательство Сканрус, 2006
© Авторы статей
и каталожных описаний, 2006

 

НАСЛЕДИЕ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ В МУЗЕЯХ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ:     
Каталог / Сост. Т.М. Кольцова