Содержание
От составителя
Пояснения к каталогу
Список сокращений
Участники выставки
 
 

Г.А. Григорьева, А.Н. Селезнева, М.С. Трубачева

   Г.А. Григорьева, А.Н. Селезнева, М.С. Трубачева

   Реставрация соловецких памятников


Архангельская область является сокровищницей церковного искусства. В областных и муниципальных музеях хранятся редкие памятники, составляющие уникальное наследие северных монастырей, из которых Соловецкий Спасо-Преображенский был самым знаменитым. Сюда стекались паломники со всего Севера. Домой они привозили иконы, гравюры и сервизы с видами монастыря, деревянные ложки с "благословением Соловецкой обители" и другие предметы, призванные оживить в сердце память о богомолье в прославленной обители. Такие экспонаты, порой весьма неординарные, хранят музеи Архангельской области.

За годы работы через руки художников-реставраторов темперной живописи Архангельского филиала ВХНРЦ прошло более двух десятков памятников древнерусской живописи, составляющих богатейшее наследие Соловецкого монастыря.

В музейных фондах хранится большое число икон и гравюр с образами преп. Зосимы и Савватия Соловецких. Эти изображения в разные годы были реставрированы сотрудниками Архангельского филиала.

Из документов известно, что в 1615 г. на Соловках была построена своя иконописная палата. С середины XVI в. из Новгорода и Москвы в монастырь приглашаются иконописцы, у которых со временем появляются ученики из монастырской братии. Некоторые известны по именам. Среди них преп. Елеазар Анзерский и патриарх Никон. Иконы, привезенные на Соловки из крупных культурных центров Руси: Пскова, Новгорода, Москвы, - служили образцами для местных иконописцев. В XVII-XVIII вв. соловецкие мастера продолжали сохранять лучшие традиции русской иконописи.

Изображения свв. Соловецких Чудотворцев часто встречались в составе иконостасов северных храмов. Так, икона ХVII в. "Савватий Соловецкий", происходящая из Ильинской церкви д. Задняя Дубрава Плесецкого р-на, поступила в Архангельский филиал на укрепление из фондов ГМО "Художественная культура Русского Севера". Когда-то она находилась в составе деисусного чина. Житийная икона "Зосима и Савватий Соловецкие, с 10 клеймами" ХVIII в. (АОМИИ. 2281-држ), принадлежащая тому же музею, прошла полную реставрацию. Ее отличительная черта - подробное реалистическое изображением Соловецкого монастыря, каким он был в ХVIII в.

В 2004-2005 гг. отреставрированы еще два памятника, дополняющие богатую соловецкую иконографию. Икона "Зосима и Савватий Соловецкие с видом монастыря" ХVIII в. (АОМИИ. КП 1262/61) находилась под тонким слоем потемневшей олифы. В верхней ее части левкас и красочный слой были поражены грибками плесени, из-за чего золочение на поле почти полностью утратилось. В нижней части, на изображении монастыря, имелись сквозные трещины по линии волокон древесины. На полях и среднике наблюдалось много мелких утрат красочного слоя. В процессе реставрации укреплен левкас и красочный слой. Проведена обработка антисептиком от плесени. Удалена пленка потемневшей олифы. В местах утрат подведен реставрационный левкас и сделаны тонировки. Очищен и завощен оборот. Живописная поверхность покрыта защитным слоем лака. На иконе ХVIII в. "Зосима и Савватий Соловецкие" (АОМИИ. КП 1409/61) тыльная сторона была закрыта сорочкой из льняной ткани сине-зеленого цвета. Ткань сильно загрязнилась и потерлась на углах. Живописная поверхность скрывалась под слоем потемневшей олифы, сквозь которую первоначально с трудом читались ростовые изображения Зосимы и Савватия Соловецких со свитками в руках на фоне монастыря. В верхней части иконы помещалось изображение Богоматери Знамение. На лицевой стороне иконы находились многочисленные гвозди и отверстия в местах крепления басменного оклада. По нижнему полю имелись отставание паволоки, утраты левкаса и красочного слоя, которые также утратились вокруг гвоздевых отверстий. В процессе реставрации демонтирована сорочка, удалены гвозди, укреплена паволока, удалена пленка потемневшей олифы, восполнен грунт в местах утрат и выполнены тонировки. Икона покрыта защитным слоем лака.

В процессе подготовки выставки из фондов АОКМ на реставрацию поступили пять икон в серебряных басменных окладах с позолотой, чеканкой и гравировкой. Среди них - две из небольшого трехфигурного деисуса: "Вседержитель" (АОКМ. КП 7713) и "Богоматерь" (АОКМ. КП 7784), а также "Богоматерь Знамение" (АОКМ. КП 7792), написанные в ХVII в. На всех памятниках красочный слой под слоями поздней записи и потемневшей олифы был в удовлетворительном состоянии. В процессе реставрации запись и олифа удалены. Открыта авторская живопись с тонким изящным ассистом, выполненным твореным золотом, свидетельствующая о высоком мастерстве иконописца. Две иконы редкой иконографии ХVIII в.: "Святой Харлампий (АОКМ. КП 7711) и "Святой Спиридоний" (АОКМ. КП 7860) - также находились под толстым слоем темной сгрибившейся олифы и частичной записью. В ходе раскрытия обнаружены многочисленные поздние чинки и поновления левкаса и красочного слоя.

Культ соловецких святых был распространен не только в Поморье, но и в других регионах Русского Севера, отдаленных от Белого моря. Так, в Каргополье встречается немало памятников этой иконографии пядничного размера. Один из них отреставрирован в Архангельском филиале.

В ХVIII - первой половине ХIХ в. Соловецкий монастырь печатал на продажу гравюры с медных досок. В числе граверов монастыря известны мастера из его вотчин. Среди них своим мастерством выделялся Сава Никифоров (1664-1748), житель Сумпосада. В Архангельском филиале прошла реставрацию редкая подписная гравюра на металле "Архангел Михаил" 1713 г. из собрания Вельского краеведческого музея. Вдоль нижнего поля листа сохранились остатки надписи, повествующей о времени создания и авторе гравюры, монахе Соловецкого монастыря. Видимо, кто-то из жителей Поважья уже в начале ХVIII в. ходил на богомолье к Соловецким Чудотворцам. Отметим, что памятник по-своему уникален: в собраниях музеев Архангельской области не хранятся аналогичные гравюры.

Ряд экспонатов из собрания Соловецкого музея-заповедника в технике резцовой гравюры: "Преподобные Зосима и Савватий" (СГИАПМЗ. КП 76), "Вид Соловецкого монастыря (СГИАПМЗ. КП 552/11), "Соловецкий монастырь, с житием преподобных Зосимы и Савватия Соловецких" (СГИАПМЗ. КП 2259/6), "Вид Ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря с западной стороны от залива Белого моря" (СГИАПМЗ. КП2259/20), "Зосима и Савватий Соловецкие, с житием" (СГИАПМЗ. КП 2259/5) - поступил на реставрацию в 2004 г. Гравюры, отпечатанные на качественной тряпичной бумаге, не претерпели серьезных разрушений и повреждений. На некоторых листах наблюдались следы непрофессиональной реставрации, что привело к деформации поверхности произведений. Бумага пожелтела от времени, на листах имелись незначительные пятна, затеки, разрывы, утраты. При реставрации применялись традиционные методы: обеспыливание, удаление поверхностных загрязнений с обеих сторон каждого листа. Процедуры выполнялись мягким флейцем, а наиболее загрязненные места с оборота обрабатывались резиновой крошкой. Чтобы удалить желтизну и затеки, произведения были подвергнуты промывке. При химической обработке выбраны щадящие химические реактивы. Восполняя утраты основы, реставратор подбирал бумагу, близкую к оригиналу по качеству, цвету, фактуре, толщине. Тонирование проводилось в местах разрывов, изломов, неровностей общего фона.

К 1860-м гг. в Соловецком монастыре налаживается собственное производство литографированных видовых лубков. На Севере таких литографий сохранилось очень много, поскольку каждый богомолец считал своим долгом приобрести что-нибудь на память о посещении Соловецких святынь. Примером может служить литография "Филипповская пустынь Соловецкого монастыря" из собрания ГМО "Художественная культура Русского Севера". В пу-стыни, посвященной свт. Филиппу митрополиту Московскому, когда-то стояла часовня, где святитель любил уединяться. Однако на литографии показана церковь во имя Богоматери Живоносный источник, куда постоянно совершали паломничество поморы, а в изображенной на лубке церкви находилась особо почитаемая резная скульптура "Христос в темнице", которую в народе называли "Иисус сидящий". Кроме того, в Архангельском филиале отреставрирована серия хромолитографий с видами Соловецкого монастыря: "Голгофо-Распятский скит на Анзерском острове" (АОМИИ. КП 3433), "Вид Соловецкого монастыря" (АОМИИ. КП 1210), "Святые преподобные отцы в Соловецкой обители" 1889 г. (СГИАПМЗ. КП 2745), "Скит на Секирной горе в честь вознесения Господня " 1892 г. (СГИАПМЗ. КП 2745), "Молитва Зосиме и Савватию Соловецким чудотворцам" 1881 г. (СГИАПМЗ. КП 2612).

Известно, что в покоях настоятеля Соловецкого монастыря находилась портретная галерея, где размещались портреты членов царской семьи и настоятелей обители. В 1923 г. благодаря Николаю Николаевичу Померанцеву значительная часть этих портретов поступила в Северный краевой музей. К сожалению, большая часть коллекции погибла в пожаре 1937 г., о чем свидетельствует сохранившийся акт списания. Несколько уцелевших живописных портретов в 1961 г. переданы Архангельскому музею изобразительных искусств. Поступивший на реставрацию "Портрет архимандрита Соловецкого Димитрия", выполненный неизвестным художником маслом на холсте, хранил воспоминания о пожаре, имея устойчивые загрязнения и копоть на живописной поверхности. К особенностям состояния сохранности картины можно отнести наличие значительного слоя олифы на обороте, ранее нанесенного для укрепления холста и, возможно, защиты от повышенной влажности. Со временем олифа утратила эластичность, покоробилась, появились многочисленные мелкие вкрапления в виде песчинок. В целом же практически каждый этап реставрации этого памятника сопровождался определенными трудностями. В процессе технической реставрации оборота картины пришлось значительно уменьшить толщину слоя олифы, чтобы качественно заклеить прорывы холста и получить возможность работать с живописным слоем. По просьбе музея картина не дублировалась. Отсутствие дублировочного холста не позволило достичь полного устранения деформации и изломов. Во время пожара на поверхности живописи образовались участки с мелкими вздутиями, а красочный слой в местах ожогов потерял эластичность, стал хрупким. Укладка вздутий проводилась при помощи компрессов с бычьей желчью, а далее размягченный красочный слой укладывался фторопластовым шпателем и укреплялся рыбьим клеем с добавлением бычьей желчи. Покровной слой, особенно на фоне картины, под действием высокой температуры глубоко проник в красочный слой, что затрудняло выравнивание лаковой пленки.

Помимо портрета архимандрита Димитрия, сотрудниками Архангельского филиала отреставрирован целый ряд памятников масляной живописи из собрания Соловецкого музея-заповедника: "Вид Соловецкого монастыря" (СГИАПМЗ. КП 61), "Портрет Соловецкого монаха" (СГИАПМЗ. КП 60), "Портрет Иоасафа епископа Архангельского" (СГИАПМЗ. КП 5409).

На Соловках были развиты многочисленные промыслы и художественные ремесла. Так, в стенах филиала прошли реставрацию семь резных крестов и шестнадцать расписных деревянных ложек с соловецкой символикой из собраний ряда музеев области.

Реставраторы подготовили к выставке несколько памятников художественного текстиля ХVII-XIX вв. Среди них - воздух из церкви Сергия Радонежского на острове Муксалма, пелена (покров на аналой) из церкви Андрея Первозванного на Большом Заяцком острове, сулки от посохов, антиминсы с надписями об освящении церквей Благовещенской, Троицкой и во имя преп. Зосимы и Савватия Соловецких, виды Соловецкого монастыря, напечатанные на шелке и хлопчатобумажной ткани (СГИАПМЗ. КП 44).

При реставрации воздуха демонтировали подклад и провели щадящую очистку, поскольку пробы показали, что все красители на тканях нестойкие, а красный на атласе и черный на хлопчатобумажной ткани подклада - особенно слабые. Все очистки при помощи смоченной в моющем растворе и отжатой греческой губки производились на столе и фильтровальной бумаге.

Сильно загрязненная пелена имела застарелые пятна и затеки, пятна воска и краски. Шелковые ткани оказались очень ветхими, особенно средник из тонкого полотна. Самым сложным процессом стало дублирование средника. Чтобы не демонтировать вышивку (буквы надписи были вышиты по шелковому полотну и прошиты сквозь подкладку из холста), пришлось подводить фрагменты дублировочного материала через небольшие, свободные от швов проходы, расправлять их различными приспособлениями, а затем фиксировать дублировочную ткань и укреплять шелковое полотно (СГИАПМЗ. КП 5407).

Небольшая пелена "Христос и самарянка" вышита разноцветной синелью (бархатистыми нитями), один из углов оформлен глазетом, а по краю - полосой серебристого цвета, вышитой очень тонкой битью в прикреп. Бить во многих местах была утрачена, наблюдались многочисленные отставания. Чтобы не повредить и не деформировать шелковые нити синели и тонкую бить, решили провести поверхностную очистку хорошо отжатой греческой губкой, а затем иглой укрепить отставания нитей глазета на фоне пелены и бити по узору шитья шелковыми нитями (СГИАПМЗ. КП 1124).

На сулках ХIХ в. были использованы ткани и тесьма с мишурными нитями, в состав которых входит медь. Из-за неблагоприятных условий хранения металлические нити потемнели и покрылись солями. На тканях выступили голубовато-зеленые пятна. Поэтому при их очистке пользовались растворами с трилоном Б. Очистка проводилась щетинной кистью в ванне. После обработки трилоном ткани хорошо промывались водой. В результате исчезли потемнения и пятна, вернулись подлинные цвета металлических нитей. На одном из сулков (СГИАПМЗ. КП 23) сохранились фрагменты банта из шелковой ленты розового цвета. Они были очень ветхими и могли рассыпаться даже от неосторожного прикосновения. Первоначально их пластифицировали водно-спиртовым раствором глицерина. После размягчения фрагменты расправили, очистили и с двух сторон дублировали на тонированный тонкий газ. Фрагменты ленты по краю, а также в местах сечений и разрывов укрепили тонированной шелковой нитью при помощи иглы, а затем состыковали в двух местах. Места складок и способ формирования банта разобрали, ленту уложили в форме банта и при помощи иглы скрепили белыми шелковыми нитями с двух сторон. Полностью сохранился один конец банта, второй - лишь фрагментарно; утрачена нижняя часть конца из ленты. При работе с сулком (СГИАПМЗ. КП 24) потребовалось много времени для укрепления отстающих аппликаций и материалов вышивки.

Особого внимания потребовали графические работы на тканях. На литографии "Вид Соловецкого монастыря", выполненной на шелке (СГИАПМЗ. КП 614), слабым оказался краситель голубого цвета, поэтому ее очень осторожно очищали слегка увлажненной, почти сухой греческой губкой. После очистки дублировочную ткань подвели только под разрывы. Укрепление при помощи иглы проводили по разрывам и краям тонкой шелковой нитью.

Офорт "Вид Соловецкого монастыря" (АОКМ. КП 32837), напечатанный на хлопчатобумажном полотне, был наклеен на грубый картон. При взаимодействии с ним на ткани появились интенсивные пятна и затеки коричневого цвета. После демонтажа картона и проведения проб на взаимодействие красителя и растворов было принято принято решение при очистке использовать ряд приемов из методики реставрации графики. Для удаления пятен, затеков и отбелки желтизны на ткани сделали промывки в растворах трилона Б и хлорамина Б. После нейтрализации хлора офорт хорошо промыли проточной и дистиллированной водой. В результате проведенной работы пятна удалены, а ткань приобрела свежий вид.

Текст и изображения на антиминсах выполнены чернилами, которые текут не только от моющих растворов, но и от воды. Поэтому перед очисткой выбрали способ закрепления чернил. И только после закрепления надписей и изображений продолжили работу по реставрации памятников (АОКМ. КП 1164/9, 19, 64).

Перечисленные выше работы были проведены сотрудниками Архангельского филиала ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грабаря: реставраторами тканей Г.А. Григорьевой и А.М. Григорьевой, реставратором дерева Т.Ю. Турыгиной, реставратором металла А.В. Карповым, реставраторами темперной живописи С.Б. Субочевым и И.Н. Тяпкиной, реставратором графики М.А. Соколовой, реставратором масляной живописи О.Г. Жареновой.



Работа над коллекцией из собрания бывшего Соловецкого монастыря в истории ВХНРЦ прежде всего связана с именем старейшего сотрудника и помощника И.Э. Грабаря - Николаем Николаевичем Померанцевым. В 1923 г., будучи к тому времени сотрудником Оружейной палаты Московского Кремля, он вывозил с разоренного острова остававшиеся там произведения искусства, которые затем были распределены по центральным музеям Москвы1. В Научном архиве ВХНРЦ хранятся списки предметов, составленные Н.Н. Померанцевым перед их отправкой, черновые записи, а также фотографии с некоторых произведений, видов монастыря и его окрестностей.

Уже после возобновления деятельности ВХНРЦ в 1944 г. некоторые из соловецких экспонатов стали поступать на реставрацию2.

Так, из Московского государственного объединенного музея-заповедника, расположившегося в бывшем селе Коломенское были отреставрированы несколько икон: "Преполовение" начала XVI в. из иконостаса Благовещенской надвратной церкви (реставратор А.Н. Овчинников. ВХНРЦ. КП-482), "О тебе радуется" XVI в. (реставраторы Г.В. Цируль, М.В. Наумова. ВХНРЦ. КП-2326), "Онуфрий Великий, с житием" начала XVIII в. из древней Онуфриевской церкви (реставраторы М.М. Фролова, Ф.И. Левин. ВХНРЦ. КП-2383)3, "Избранные святые" начала XVIII в. (реставратор Л.Б. Мак-симова. ВХНРЦ. КП-2539); выполнено частичное раскрытие).

Из ГИМ повторную реставрацию проходила икона XVI в. "Богоматерь Умиление", принадлежавшая по преданию, митрополиту Филиппу, сначала игумену, а затем узнику Cоловецкого монастыря (реставратор Н.В. Дунаева. ВХНРЦ. ВП-222).

Несколько икон из собрания ГИКМЗ "Московский Кремль" были отреставрированы сотрудниками названного музея во время их стажировки в отделе темперной живописи ВХНРЦ. Это девятифигурный деисусный чин XVI в., происходящий из часовни Печерской Богоматери Соловецкого монастыря (реставраторы И.Н. Гордеева, Л.В. Гущина, Т.А. Донова, Л.В. Ива-нова, Е.А. Кирикова; руководитель М.В. Наумова. ВХНРЦ. КП-2764, 2775, 2776, 2817, 2818, 2823), а также икона XVI в. из Савватиевского скита "Иоанн Богослов в молчании" (реставратор Е.А. Кирикова; руководитель М.В. Наумова. ВХНРЦ. КП-2821).

Из этого же музея в отделе деревянной скульптуры ВХНРЦ находилась резная икона "Зосима и Савватий Соловецкие" XVII в. (реставратор А.П. Его-ров) и крышка от резной раки преп. Савватия 1566 г. (реставраторы А.К. Ли-сицын, О.Н. Трофимов).

В Отделе графики в 1980-е г. была выполнена реставрация нескольких произведений, вышедших из литографической мастерской Соловецкого монастыря (собрание Соловецкого музея-заповедника). Это два бумажных образка с чудотворной иконы "Богоматерь Запечная" (реставраторы Е.А. Костикова, Л.А. Белоцветова. ВХНРЦ. КП-18791, 18812), "Голгофо-Распятский скит на Анзерском острове" и "Скит на о. Муксолма" (реставратор Л.А. Белоцветова; руководитель М.В. Тейс. ВХНРЦ. КП-18805).

Литографическое изображение 1910-х гг. с "Видом Соловецкого монастыря", выполненное на ткани, и "Митра" XIX в. реставрировались в отделе прикладного искусства (реставратор Г.А. Григорьева; руководитель Р.А. Пет-рова. ВХНРЦ. КП-995, 999). Там же были отреставрированы предметы из металла: ядро, кованый гвоздь, ствол пищали (реставратор В.А. Шапошник; руководитель Ю.И. Кузнецов. ВХНРЦ. КП-991, 992, 1240).

Вместе с теми работами, которые велись в разных отделах ВХНРЦ, реставраторы древнерусской живописи (Л.А. Миронова, Е.И. Мольская, Ю.Е. Транцев, М.М. Фролова, Г.В. Цируль) в течение нескольких лет выезжали в Соловецкий и Архангельские музеи для выполнения консервации произведений, среди которых были иконы бывшего Соловецкого собрания. В ряде случаев осуществлялась и полная реставрация.

В 1977 г. сотрудниками отдела темперной живописи Е.И. Мольской и М.С. Трубачевой была составлена Опись икон Соловецкого музея (в него к тому времени были возвращены некоторые иконы из бывшего монастырского собрания) с целью определения очередности реставрационных работ.

Реставрация нескольких икон XVII в. из ризницы монастыря ("Собор Архангела Михаила", "Избранные святые и Ангел", "Митрополит Филипп", "Явление Богоматери и Николы пономарю Юрышу") была осуществлена реставратором Соловецкого музея В.А. Шапошником во время его стажировок в ВХНРЦ под руководством сначала И.М. Громовой, а затем Е.А. Гра и М.В. Наумовой (ВХНРЦ. КП-2877, 2620, 2549, 3038).

Памятники иконописи Соловецкого монастыря, выявленные Т.М. Кольцовой в собраниях музеев Архангельска, поступили на реставрацию в отдел темперной живописи ВХНРЦ незадолго до проведения выставки (за исключением нескольких, реставрированных ранее). В основном это иконы-пядницы. Почти все имеют на полях басменные оклады, на нимбах - венчики. На оборотах некоторых сохранились древние сорочки с маркировками и этикетками, свидетельствующими об их принадлежности той или иной монастырской церкви или ризнице. Изображения на всех иконах находились под слоем потемневшей олифы, на многих имелась частичная запись (как правило, на фоне и полях), прописи. Красочный слой был поврежден. И укрепление красочного слоя с левкасом, наполнителем которого во всех случаях является мел, и раскрытие живописи соловецких икон проводилось традиционным методом, без каких-либо особенностей. Как исключение можно назвать случай реставрации "Складня" XVII в. с изображением "Седмицы" на среднике и "Праздников" на створках.

Сложность работы над ним состояла в разнохарактерности материала составляющих деталей: деревянной основы киота (укрепление и склейка), живописи (укрепление, удаление олифы с миниатюрного изображения), металла (удаление продуктов коррозии, устранение деформации), кожи, покрывавшей киот (удаление масляной краски с поверхности на боковых стенках киота, поверхностных загрязнений; смягчение и устранение деформации, заделка разрывов новой кожей, обработка консервирующей смазкой; реставраторы Л.А. Миронова, Е.И. Бучило, В.Е. Петров, Т.Б. Рогозина).

В результате выполненной реставрации и сопутствующих ей исследований удалось установить следующее.
1. Проведено уточнение датировок произведений. В нескольких случаях предварительные датировки, данные до реставрации, были подтверждены, в нескольких случаях изменены. Так, например, живопись иконы "Преображение" (кат. 1), временем создания которой исследователи называли XVI в., по стилистическим особенностям следует отнести к работам северных мастеров конца XVII в., что стало очевидным после выполнения пробного раскрытия4. Изменение в датировке коснулось иконы "Богоматерь Страстная" (кат. 45). Изображение, находившееся под потемневшим слоем олифы, казалось древним и было предварительно датировано XVII в. После удаления темной олифы стало понятным, что стиль письма и технологические особенности лишь имитируют древнее письмо, что весьма характерно для эпохи конца XIX в., к которой и относится время создания иконы. Передатировка на более раннее время связана с реставрацией иконы "Богоматерь из деисуса" (кат. 41), которую сначала относили к XIX в., а после реставрации стало возможно определить, что живопись выполнена в XVII столетии5.
2. Характер поновлений (прописи и частичная запись XVIII- XIX вв. почти на всех произведениях) позволяет предположить, что они выполнялись в монастырской мастерской, где работа по иконописанию была хорошо отлажена.
3. Особенности письма икон из Архангельских собраний позволяют отнести их к достаточно рядовым произведениям древнерусской живописи, что объясняет действия, предпринятые столичными музейными работниками, эвакуировавшими в центральные музеи самые лучшие образцы.
4. Разностильность икон из Соловецкого монастыря в пределах одного временного периода (будь то XVII или XVIII в.) свидетельствует о различных источниках их поступления в Соловецкий монастырь. Одни могли быть вкладными, привезенными с материка (таковы, вероятно, икона "Богоматерь, с предстоящими ростовскими святыми" (кат. 44) или "Богоматерь Умиление" игумена Филиппа), другие создавались в мастерских, расположенных на побережье Белого моря, третьи - в самом монастыре, притом очень различными по манере письма и умению мастерами. Определить место создания каждого памятника по манере письма и по сохранившимся историческим данным - задача музейных исследователей, которую стало возможным решать в результате проведенной реставрации.


1. См. об этом: Тутова Т.А. Спасение древностей Соловецого монастыря (Н.Н. Померанцев и Соловецкое собрание // Древнерусское искусство. Исследование и реставрация. Памяти Н.Н. Померанцева. М.: ВХНРЦ, 2001. С. 27- 40).
2. ВХНРЦ, созданный в 1918 г. как мастерская при Реставрационной комиссии, возглавленной И.Э. Грабарем, был расформирован в 1934 г., а затем возобновлен, благодаря усилиям И.Э. Грабаря, в 1944 г. Хотя в статье упоминаются различные по материалу памятники, в основном она посвящена памятникам иконописи.
3. Реставрация первых двух из названных икон состояла в раскрытии авторской живописи от позднейших наслоений в виде записей, прописей и потемневшей олифы, а также восполнении мелких утрат. Реставрация третьей иконы заключалась в необычном для технологии реставрации икон способе паркетирования деревянной основы, а также раскрытии авторского слоя живописи. Кроме того, в ходе исследования удалось установить время и обстоятельства создания иконы, объяснить ее содержание, оказавшееся редким. Результатом работы явилось издание 6-го выпуска серии "Исследование и реставрация одного памятника" (М.: ВХНРЦ, 2005), посвященное этой иконе.
4. Интересно, что в графике поздней надписи на записном фоне(кон. XIX в.) применено греческое начертание некоторых букв. Разницу между записным и авторским изображением на фоне и поземе можно наблюдать на иконе "Никола Можайский" (кат. 49): после удаления позднего позема в виде плиточного пола открылся ярко-зеленый позем со стилизованными кустиками трав, исполненных сусальным золотом. Фигура святого, помещенная на темно-синем фоне вместо грязно-желтого, оказалась в обрамлении двух позолоченных колонок сложной конфигурации, с нанесенным по ним черным рисунком. Над св. Николаем оказалось и необычное по форме навершие с обозначенной на нем небесной сферой в виде широкой каймы красного цвета. Изображения Спаса и Богоматери по сторонам лика св. Николая также достаточно редки: в рост. Следует отметить, что при восполнении утрат был применен метод частичной реконструкции.
5. Поясное изображение Богоматери, предстоящей в молении, отличается редкой иконографической деталью. На ее лоне помещена обнаженная фигурка Младенца, окруженного миндалевидной мандорлой. Изображение Христа на лоне Богоматери обычно встречается в композициях "Богоматерь Знамение", "Благовещение Устюжское", "София Премудрость Божия". В данном случае образ Богоматери может быть связан с темой предстояния перед Крестом (Ее голова покрыта поверх мафория белым убрусом). Такое изображение относится к редкому иконографическому типу, возникшему в более поздний период иконописания. Однако среди провинциальных северных икон известна аналогия рассматриваемому образу - "Богоматерь из деисуса, в рост" (XVII в.; собрание Шенкурского краеведческого музея; реставрирована в ВХНРЦ, 2005 г., реставратор Е.В. Рыжакова. ВХНРЦ. КП-4095).

© Государственное музейное
объединение «Художественная
культура Русского Севера», 2006
© Музеи участники выставки, 2006
© Издательство Сканрус, 2006
© Авторы статей
и каталожных описаний, 2006

 

НАСЛЕДИЕ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ В МУЗЕЯХ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ:     
Каталог / Сост. Т.М. Кольцова