Многие знаменитые русские монастыри и архиерейские дома к ХIХ в. обладали большими собраниями картин, в которые входили портреты исторических деятелей и духовных лиц, картины религиозной тематики, архитектурные пейзажи с видами городов, прославленных обителей, мест паломничества. Первые портреты - императоров Петра Великого и Павла I - появились в Соловецком монастыре в ХVIII в. В монастыре хранились живописные изображения выдающихся лиц, связанных с историей Соловецкого монастыря: новгородской посадницы Марфы Борецкой, патриарха Никона, архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия. Монастырь регулярно заказывал портреты правящих настоятелей.
В ХVIII в. монастырь посылал поморских иконописцев обучаться живописи в Санкт-Петербург. Так, иконописец из Сумского посада Петр Савин с 1774 по 1778 г. обучался в столице у "Конторы строения Ея Императорского Величества домов и садов титулярного советника, мастера живописного художества Ивана Бельского", ради достижения "совершеннейшего в том художестве достатка"1. Другой житель Сумского посада, Андрей Чалков, учился живописи в Петербурге у портретиста И.Я. Вишнякова. Он был направлен по указу архимандрита Геннадия "для обучения от пробаций, и … был… в науке не один месяц и при отбытии его из науки дано ему два патрета, один Петра Великого, второй Елизавет Петровны, которые им, Вишняковым, засвидетельствованы и оному Чалкову для копировки отданы впредь. А на оных патретах на явных странах для вероятности подписано рукою архимандрита Геннадия"2. В монастыре хранились и "листы печатные", то есть гравюры с портретами членов императорского дома.
Портретная галерея Соловецкого монастыря в настоятельских покоях Фото 1896 г. Собрание СГИАПМЗ |
Во второй половине ХIХ в. окончательно сформировалась портретная галерея в покоях настоятеля монастыря. Она известна нам по двум фотографиям 1896 г.3. Благодаря им удалось подтвердить соловецкое происхождение ряда портретов, хранящихся ныне в собраниях музеев Архангельской области. К сожалению, живописных портретов ХVIII - ХIХ вв. сохранилось немного, все они принадлежат кисти неизвестных художников. В конце ХIХ в. портретная галерея была значительно дополнена фотографическими, литографированными и печатными портретами, изображавших в основном лиц духовного звания; на некоторых из них встречаются дарственные подписи. Поздняя коллекция частично сохранилась, ее можно с достаточной долей вероятности реконструировать по письменным источникам.
Портретная галерея Соловецкого монастыря в настоятельских покоях Фото 1896 г. Собрание СГИАПМЗ |
1. Кольцова Т.М. Северные иконописцы. Опыт биобиблиографического словаря. Архангельск, 1998. С. 103.
2. Там же С. 122.
3. СГИАПМЗ. КП 6403/44. Виды Соловецкого монастыря. 1896 г.
|