Содержание
От составителя
Пояснения к каталогу
Список сокращений
Участники выставки
 
 

В.Г. Кондратьева

   В.Г. Кондратьева

   Изделия из дерева


В собраниях музеев Архангельской области наследие Соловецкого монастыря представлено, в частности, памятниками скульптурной резьбы XVII - начала XX в. и довольно большим количеством бытовых предметов из дерева. Они поступили в музеи разными путями. В основном это сборы у населения так называемой паломнической продукции - деревянных резных крестиков и образков, деревянной посуды и ложек, специально производившихся Соловецким монастырем для посещавших его богомольцев. Небольшую часть составляют археологические находки на территории Соловецких островов. Несколько крестов поступили в собрание самого старого в области музея - Северного краевого - в 1920-е гг. из Архгубфинотдела и Архангельского епархиального древлехранилища.

Из Архангельского епархиального древлехранилища поступил крест, находившийся ранее в церкви села Вирмы Кемского уезда Архангельской губернии. Как и на многих крестах соловецкого происхождения, в нижней его части - живописное изображение святых Зосимы и Савватия Соловецких и Филиппа, митрополита Московского (кат. 326). Аналогичные соловецкие кресты второй половины XVII в. находятся в собраниях центральных музеев.

Среди предметов, поступивших из Архгубфинотдела, - крест из Макарьевской пустыни Соловецкого монастыря, изъятый в 1923 г. для передачи в Архангельский музей комиссией отдела музеев Наркомпросса во главе с Н.Н. Померанцевым (кат. 327)1. Он датируется второй половиной XVII в. и относится к типу так называемых поклонных крестов. Поклонные кресты и кресты-иконы с изображением Голгофского креста и резными надписями-криптограммами были широко распространенны на Севере. Они находились в интерьерах церквей и часовен, устанавливались над их входами, в крестьянском доме помещались в красном углу в киоте или просто ставились на полку в божнице. Известны случаи, когда крест крепился над входом в хозяйственный двор крестьянского дома-двора2. В старообрядческой среде вплоть до начала ХХ в. такие кресты врезали в надмогильные столбики - голубцы.

В Соловецком монастыре поклонные кресты, служившие молельными образами, находились в интерьерах часовен, устанавливались на наружной стене над их входами3. Были они и в кельях, являясь личным имуществом монахов, а также могли крепиться над входом в келью, как это видно на фотографии конца XIX - начала XX, на которой изображена келья настоятеля монастыря игумена Филиппа в Филипповской пустыни Соловецкого монастыря4. Поклонные кресты были и в многочисленных помещениях Соловецкого монастыря. В монастырских отводных книгах плотницкой службы XVIII в. упоминается крест, находившийся над входом в мастерскую: "С приходу на крыльце над дверьми крест резное"5.

Часовня игмена Филиппа в Филипповской пустыни.
Фото А.А. Поплавского, 1919.
Собрание АОКМ

Деревянные резные иконы и кресты, ставившиеся над воротами и входами, по наблюдениям Н.Н. Соболева, были более крупного размера и более грубой работы, так как расстояние от иконы или креста до глаз молящегося всегда принималось во внимание резчиком6.

Крест из Макарьевской пустыни, по описи 1923 г., "находился в жилых корпусах", то есть в интерьере. Но некоторая массивность и грубоватая обработка оборота креста дают основания предполагать, что он, возможно, ранее использовался как экстерьерный или был изготовлен для такого использования. Его аналог - другой крест, золоченый по левкасу, - образец келейного креста, личного имущества монаха (кат. 328).

Отводные книги денежной казны Соловецкого монастыря 1689 г. фиксируют значительное количество находившихся там крестов. Наиболее ценные - с резными распятиями и живописью - имеют краткое описание: "Крест резной покрыт красками в лицах, распятие Господне в средине, вверху образ Живоначальной Троицы резное"7. "Крест Господен, а на нем писано Распятие резное, во главе писано нерукотворный Спасов образ, венец серебряный, резной, позолочен", "Два креста на них Распятие Господне резное, у одного в главе образ Живоначальной Троицы резное, а на них святые разные"8. Основная же часть записей составлена в краткой форме и содержит указание на количество крестов: "В верхней палате сорок два креста писаны краски, да тридцать крестов средних писаны серебром, шестнадцать крестов резных на красках, а вверху писаны Спасов образ и Богородицы… два креста, один на кости резан, белых сорок осмь крестов"9.

Крест над входом дома-двора. Поморье.
Фото 1910 г.
Собрание РЭМ

Резьба по дереву издавна считалась самым достойным монастырским послушанием. Согласно исследованиям Н.В. Мальцева, в XVII в. в Соловецком монастыре было много мастеров, известных до пострижения в монахи своими работами в Новгороде, Москве, Великом Устюге, Холмогорах и Сольвычегодске. Резчики жили отдельно от монахов в обширной деревянной келье у Святых ворот, принадлежавшей ранее Авраамию Палицыну. Здесь, начиная с середины XVII в., селились постриженные в монахи резчики из Вологды и Устюга10. После пострижения мастера деревянной скульптуры, даже те, кто работал в крупных формах монументальных изображений, переключались на изготовление крестов, иконок и других произведений мелкой пластики11.

Каждый резчик привносил свои, привычные ему формы, композиции, технологические приемы. Почти все известные соловецкие кресты XVII в. имеют форму, близкую крестам Вологодского края, - выемки у средокрестия и прямоугольные вырезы на верхних и нижних углах вертикальной ветви креста. Наиболее ранние вологодские кресты такой формы датируются 1570-ми гг.12. Подобные кресты изготовлялись в Кирилло-Белозерском монастыре в XVI в.13. Вологодские и кирилло-белозерские кресты могли служить образцами для соловецких резчиков. Наверное, этими двумя фактами можно объяснить близость формы соловецких крестов крестам, происходящим из вологодского края.

В монастыре работали также резчики из мирян. В 1702 г. в монастырской резной избе "осталось зимовать" два резчика - Панфил Ларионов и Афонасей Левонтьев14. В 1710 г. единственный оставшийся на зиму "резец" Тимофей перечислен в составе плотницкой службы, насчитывавшей в то время двенадцать человек. О некотором привилегированном положении резчика свидетельствует тот факт, что его имя упоминается вторым, после старосты службы15. Документы, однако, не позволяют определить, работали ли эти резчики по найму или относились к категории "даточных", направлявшихся в монастырь по наряду для работ в различных монастырских службах. До секуляризации (1764 г.) из вотчинных владений монастыря от каждой волости посылались по наряду плотники и "даточные". В XVIII в. для плотницкой службы с каждых 84 душ населения волости посылался один "даточный"16.

В начале XVIII в. резная и токарная мастерские находились при плотницкой службе, располагавшейся за территорией монастыря17.

Кладбище вблизи Соловецкого монастыря
Фото И.Ю Соберг, 1908.
Собрание АОКМ

По монастырской описи 1765 г. в плотницкой службе значилось шесть зданий: жилье для плотников и купоров с сенями и чуланами, кухня на каменном фундаменте, токарня и резная, два сарая больших, один сарай малый18.

Во главе плотницкой службы стоял старец из монахов, назначавшийся собором старцев на 2 - 5 лет19.

Вся готовая продукция сдавалась казначею денежной казны. Из Денежной палаты выдавалось мастерам необходимое сырье: дерево, слюда, олово, кость. Для изготовления наиболее ценных икон, крестов, и особенно мелких крестов и образков, использовали кипарисовое дерево, которое монастырь закупал и получал в качестве вкладов20.

Древесина кипариса желтоватого цвета, с сильным смолистым запахом, слабо подвергается гниению и не повреждается насекомыми. Кипарис имеет красивую текстуру, легко поддается обработке. Структура дерева - плотная и достаточно мягкая - позволяет выполнять очень мелкие детали. Исследователь деревянной мелкой пластики Е.В. Давыдова отмечала, что "широкое использование кипариса для изготовления священных предметов помимо важных практических свойств обусловило его символическое значение. Побег кипариса считался частью трехсоставного креста Господня, на котором был распят Спаситель. Легенды о происхождении Древа Честнаго Креста Господня свидетельствовали, что орудие казни Спасителя было изготовлено из ствола дерева, соединившего в себе три сросшихся побега кипариса, кедра и финика. В христианской символике, благодаря чудесному объединению в крестном древе с кедром, олицетворявшем бессмертие, и фиником - символом победы, он приобрел значение "нетленной смерти", то есть воскресения"21.

Кипарис издавна применялся для изготовления священных предметов. Монахи Афона делали из него образки и кресты. В период Средневековья и Нового времени этот материал широко применялся в миниатюрной резьбе Киево-Печерской и Троице-Сергиевой лавр.

В каталоге представлен кипарисовый нательный крест в оловянной оправе (кат. 329). Крест найден при расчистке источника в часовне Святителя Филиппа на Большом Соловецком острове. Оловянная оправа креста обычно служила для закрепления слюды. На этом кресте слюда, по всей вероятности, просто не сохранилась. По стилистическим признакам крест датируется второй половиной XVII в. Его близкий аналог - крест из собрания Архангельского областного краеведческого музея, имевший раньше слюдяное покрытие (кат. 330).

Крест параманный
Начало XX в. Оборот с надписью. Собрание СИХМ (кат. 342)

Традиция использования в кресторезном деле Соловецкого монастыря слюды отмечается в документах XVII в. В отводной книге денежной казны 1689 г. упоминаются кресты со слюдой: "Крест в киоте резной за слюдою", "два креста деревянных за слюдою"22).

В XVII в. Соловецкий монастырь владел слюдяными копями в Керецкой волости. Слюда использовалась "про монастырский обиход" для изготовления слюдяных окончин, фонарей, крестов и шла на продажу. Запасы слюды в Соловецком монастыре были огромны. Даже после длительной осады монастыря в середине ХVII столетия по монастырской описи 1676 г. под Казенной палатой находилось 715 ларей слюды разного качества. Количество слюды, хранившейся еще и под оружейной палатой, не обозначено23.

Кресты изготовлялись в Соловецком монастыре для братии, для многочисленных церквей, часовен, и служб, для подношения высшим иерархам, для "раздачи" богомольцам - как своего рода благословение обители, на продажу. Так, в 1710 г. казенному сторожу Соловецкого монастыря Григорию Федорову было выдано из казны для продажи 27 крестов деревянных, в том числе "два с лицами". Кресты было велено продавать по пяти алтын24.

Изготовлялись кресты и на заказ. В собрании Государственного исторического музея есть резное Распятие со скульптурным изображением предстоящих и двух ангелов, с надписью на подставке: "Вырезано Распятiе Гдне радениемъ и тщанiемъ олонецкаго купца Илiи Емельянова сына Мартьянова во 1775 году мца июня 25 дня. Резал Распятiе Алексей Соловецкий"25.

В конце XVIII в., по свидетельству П.И. Челищева, при Соловецком монастыре жили специально обученные резному делу солдаты, задействованные в свободное от караулов время на монастырских работах26. Что собой представляла резная служба в ХVIII столетии, дает возможность узнать "Опись инструментов, имеющихся в резной службе в смотрении у солдата-резчика Матвея Щанникова", составленная в 1782 г. Опись фиксирует не только широкий набор различных инструментов, применяемых в резном деле, но содержит описание самой резной службы.

С крыльца дверь вела в холодные сени с двумя окнами. Здесь же располагались два чулана, в каждом - по одному окну. Наверху были еще одни сени с тремя чуланами. Здесь было пять окон. Во всех окнах были вставлены слюдяные окончины.

Теплая келья имела восемь окон, в пяти из которых были вставлены слюдяные окончины, а в трех остальных - стекло. В келье находились четыре иконы без окладов: "Омовение ног Спасителя блудницей", "Богоматерь с младенцем", "Казанская Богоматерь с преподобными Зосимой и Савватием на полях" и "Василий Великий", выданные из "казны вместо погорелых образов"27.

В XIX - начале ХХ в. столярная и плотницкая мастерские размещались на втором этаже здания "чоботной швальни" (сапожной мастерской)28.

Наибольшего размаха производство крестов и образков достигло во второй половине XIX в. Монастырь стал чрезвычайно популярен после событий Крымской войны и "чудесного" избавления обители от англичан. Росту потока богомольцев способствовало также появление у монастыря пароходов. За летние месяцы монастырь посещало 15 - 20 тысяч паломников29.

Документы второй половины XIX в. свидетельствуют о том, что изготовлением крестов и овальных образков с изображением Голгофского креста или Распятия, называемых "круглыми крестами", занимались монахи и послушники, а также офицеры и рядовые воины команды при Соловецком остроге, охранявшие узников. С осени до начала лета соловецкие резчики успевали подготовить для паломников тысячи крестов и образков на любой вкус и кошелек. Только в 1863 г., судя по записям в приходно-расходной книге Соловецкого монастыря, было изготовлено 29377 различных крестов30.

В приходно-расходных книгах неокладных и братских сумм Соловецкого монастыря называются различные типы кипарисовых крестов, изготовлявшихся братией и военной командой "для продажи обителью в летнее время посетителям и богомольцам": "четырехконечные", "четырехконечные параментные", кресты "круглые", кресты "сердечком". Делались кресты в оловянной оправе - "облитые оловом" и без нее, кресты с резным распятием - "с резной плотию" и "без плоти", кресты "односторонние", "двусторонние" и кресты "с молитвой". В документах называются также кресты "с резьбою и костями", кресты "с плотию и костями" и кресты "с резьбою и костями без плоти".

Наиболее дорого ценились параманные ("параментные") кипарисовые кресты, облитые оловом, особенно если они были с резным распятием. Их изготовлением занимались только монахи. Параманные кресты "без плоти" закупались монастырем в зависимости от размера от 10 до 25 копеек каждый31, "с плотию", то есть с резным распятием, - по 1 рублю 25 копеек32. Кресты сердечком изготовлялись преимущественно членами воинской команды. Такие кресты в оловянной оправе монастырь приобретал по 2 копейки, без оправы - по 1 копейке33.

Во второй половине девятнадцатого столетия в Соловецком монастыре действовала кресторезная мастерская, возглавляемая монахом - старостой34. Под его началом, согласно данным П.Ф. Федорова, в летнее время трудились от 10 до 18 даровых богомольцев35.

Материал для изготовления крестов мастера покупали в казначейской кладовой: кипарисовое дерево по 15 копеек за фунт36, олово и слюду по 60 копеек за фунт37. Казначею же сдавались готовые изделия, поступавшие затем в лавки монастыря для продажи богомольцам.

В XIX в. кипарис стволами в сажень38 и более длиной и в 2/3 фута39 и более шириной поступал в Россию из Персии. Большое количество леса под названием кипарисового, представлявшего собой можжевельник, привезенный из Крыма и Кавказа, продавалось на Нижегородской ярмарке40.

Соловецкий монастырь приобретал кипарисовое дерево по 6 рублей за пуд, "кипарисное красное" по 7 рублей 20 копеек за пуд41. В начале ХХ в. отмечены случаи закупки монастырем кряжей кипарисового дерева в иконописных селах Владимирской губернии42.

Олово и фольгу для изготовления крестов и образков закупали в Архангельске. В 1860-е гг. у архангельских купцов фольга стоила по 10 копеек за лист43.

Соловецкие резчики использовали различные техники изготовления крестов и образков: плоский рельеф, невысокий многоплановый рельеф, обратный рельеф, резьбу на проем. Часть крестов, представленных в каталоге, выполнена в технике плоского и невысокого многопланового рельефа (кат. 326 - 331, 334). Изображение на тельнике (кат. 340) выполнено контррельефной резьбой.

В технологии изготовления соловецких крестов и образков с прорезным фоном использовались многие приемы киевской школы резьбы, но вместе с тем соловецкие изделия мелкой пластики достаточно самобытны.

Как и киевские иконы, соловецкие кресты и образки вырезали из единой плашки со сквозным фоном, под который подкладывалась цветная фольга. В соловецких образцах это была фольга ярко-розового, сиреневато-розового, белого и зеленого цветов. Подобно киевским изделиям мелкой пластики, соловецкие украшались декоративной "веточкой" из стружки с тонкими завивающимися отростками, расположенными с одной стороны44. С тыльной стороны крест или образок закрывался кипарисовым задником. На обороте вырезался текст молитвы. Если крест был двусторонним, между сторонами прокладывался лист фольги и стороны соединялись. Торцы крестов и образков обрамляла оловянная оправа45, в которой крепились пластины слюды, закрывавшие лицевую и оборотную стороны изделия. Киевские и троице-сергиевские мастера мелкой пластики закрывали средник иконы стеклянной пластиной46.

Как и на многих изделиях киевских и троице-сергиевских мастеров, в возглавии крестов изображалось Всевидящее око среди облаков, окруженное лучами сияния. В орнаментации изделий использовалась поперечная порезка, выполненная по внутреннему краю рамки, а также характерные для народного искусства резьбы "витейка", "жгутик", цепочки трехгранных выемок.

Устойчивый набор символов Страстей Христовых в композициях "Распятие" или "Голгофский Крест" включал изображения Иерусалимской стены, Скрижалей, Евангелия, лестницы, петуха на столбе, потира и Святого Духа в виде голубя, раскрытого гроба, а также молотка, клещей и гвоздей. Он получил распространение в мелкой пластике Соловецкого монастыря середины - второй половины ХIХ столетия и встречается в крупных крестах более раннего периода. В собрании музея-заповедника "Коломенское" есть крест из Соловецкого монастыря с подобным композиционным набором элементов и датой 1844 г.47.

Но наибольшим спросом у паломников в XIX - начале ХХ в. пользовались соловецкие ложки. Их производство существовало в Соловецком монастыре уже в XVI в. Известно, что в 1589 г. Николо-Корельский монастырь приобрел 90 ложек "соловецких"48.

В Соловецком монастыре изготовляли и деревянную посуду. В начале XVII в. "упражнялся деланием деревянных чашек", которые обменивал на хлеб и другие съестные припасы, преподобный Елеазар, "совершая иноческий подвиг пустынножителя на острове Анзер". Впоследствии, как сообщает Соловецкий патерик, его келейным занятием по-прежнему было приготовление чашек 49.

В XVII - XVIII вв. ложки и деревянная посуда производились в "токаренной" мастерской при плотницкой службе 50.

Среди инструмента, находившегося в деревянном амбаре плотницкой службы, монастырская опись 1676 г. перечисляет "ложечные теселки" и "тчаные снасти", применявшиеся для долбления и резьбы: скобели, трезубцы, выбойки, напарьи, ножи, долота, сверла51.

Для изготовления деревянной посуды и ложек использовались различные породы и части дерева. Самым лучшим материалом считалось "репчатое дерево" - каповые наплывы на стволе, напоминающие по форме репу и имеющие кольцеобразный узор древесины. Также употребляли корневище деревьев - "коренное" дерево или древесину ствола, которую называли "прямизна"52. Из пород деревьев на Севере в дело шли осина, береза и, как указывают письменные источники, карельская береза, отличавшаяся красивой текстурой и крепостью древесины.

Ложки и деревянная посуда шли на обеспечение собственных потребностей обители, на пожертвования, для раздачи богомольцам и жертвователям в монастырь, на подношения в качестве подарка. В 1687 г. из денежной казны Соловецкого монастыря архимандриту Иннокентию была выдана для подношения Холмогорскому архиерейскому дому, помимо всего прочего деревянная посуда: "две братины больших корельского дерева, две братины средних того же корельского дерева, десять братин того же корельского дерева с подписью, два ковша каповых, самой меньшой руки корельского дерева десять братин с подписью, двадцать пять братинок под киноварем подписаны золотом, двадцать пять братинок под киноварем подписаны краски, двенадцать ложек репчатых с костьми, десять ложек кленовых с костьми, двадцать ложек монастырского дела под киноварем, четырнадцать ложек корелчатых с костьми… три ведерка писаны золотом и краски, два ведерка писаны краски"53. Из перечисленных даров только 20 ложек "под киноварем" имеют указание на монастырское изготовление.

Поскольку собственная мастерская не могла обеспечить все многочисленные нужды обители, Соловецкий монастырь, как это было распространено, закупал в огромных количествах готовые изделия и полусырье для мастерской.

В ХVI в. отчетливо определяются районы, специализировавшиеся на выделке одного из самых ходких в стране товаров - деревянных ложек и деревянной посуды. Это были Тверь с окружающим ее лесным районом, окрестности Калуги и вологодско-белозерский край.

Тверскую посуду можно было купить не только в Твери, но и в Вологде, на Белоозере, в Варзуге и других местах. Торговали тверской посудой и на всех больших ярмарках вологодско-белозерского района. Среди покупателей этой посуды наряду с крупнейшими монастырями России - Иосифо-Волоколамским, Кирилло-Белозерским, Прилуцким54 - был и Соловецкий монастырь. В 1609 г. в Вологде Соловецкая обитель купила 133 блюда тверских олифляных, а в 1614 г. - 420 блюд тверских55.

В Твери же торговали олифой, необходимой для производства ложек и других деревянных изделий. В 1599 г. Соловецкий монастырь приобрел здесь 8 пудов олифы, а в 1614 г. - 1 пуд56.

С тверской деревянной посудой конкурировала калужская, также повсеместно распространенная. Покупателями калужской посуды были многие монастыри Севера России. В 1594 г. игумен Соловецкого монастыря пожертвовал в Антониево-Сийский монастырь 100 ставцов, 30 блюд калужских, 30 братин, 20 мисок, 10 солониц - "все сосуды деревянные"57.

На Севере крупнейшим поставщиком деревянной посуды и ложек был вологодско-белозерский край. В ХVI - начале ХVII вв. Соловецкий монастырь ежегодно приобретал в Вологде сотни красных и "росхожих" ложек "вологодского дела". Например, в 1573 г. было куплено 300 ложек, в 1576 - 100 ложек, в 1581 - 300, в 1605 - 130, в 1606 - 200 красных и 780 "росхожих"58. Наряду с ложками монастырь покупал здесь и вологодскую деревянную посуду. В 1600 г. он приобрел здесь 60 чаш кореневатых, 90 чаш, а в 1609 году - 35 чаш59.

Главным центром деревообделочного ремесла в белозерских землях был Кирилло-Белозерский монастырь, продукция которого имела широкое распространение в Поморье. В 1593 г. Соловецкая обитель купила в Вологде 200 кирилловских ложек, славившихся по всему государству, а в 1607 - 75060.

На Севере широкое распространение имела также карельская деревянная посуда и карельские ложки. В 1611 г. Соловецкий монастырь купил у олончанина Артемия Никитина сразу 1232 "ложки корельских по две гривны за сотню"61. В переписной книге строений и имущества Соловецкого монастыря, составленной в 1676 г., в монастырской казенной денежной палате числились "сто тридцать братин корельских больших и малых, сто десять ставчиков корельских больших и малых"62.

В XVII в. в Соловецком монастыре изготовлялись ложки "репчатые" и ложки "простого дерева". Делались ложки "с костьми", то есть с костяными вкладками на черене (стебле) из слоновой и моржовой кости. В монастырских описях денежной казны того времени упоминаются "двадцать пять ложек под красками репчатых добрых", "двадцать четыре ложки некрашеных с костьми, да крашеных пять с костьми же"63, перечислен материал для их изготовления: "репчатых ложечных 13 дерев"64, "ложечных стебельных костей слоновых и рыбьих гладких числом семьдесят пять"65.

В отводной книге денежной казны 1689 г. перечисляется большое количество деревянной посуды монастырского изготовления: "братина писаная", 9 "ковшей больших репчатых", "два ковшика простого дерева под киноварью, внутри и около писано золотом в них", 22 "чашки винных репчатых", 3 "ковша репчатых добрых", 16 "чарок вязовых медвенных", 20 "солониц уток под красками", 45 "ведерок белых", "чашек да братинок белых две коробьи", 1400 "чашек под красками", 11 "стаканов под красками и под золотом", 210 "коренчатых братин больших и средних и малых", 1020 "братинок под красками и слова писаны по золотому", 230 "стаканов под красками слова писаны золотом", 30 "торелок простых под красками и не под красками"66.

В начале XIX в. еще продолжали изготовлять деревянные братины для подношений, "раздачи" посетителям монастыря и богомольцам как благословение обители. К такой "раздаточной" посуде, вероятно, относится братина с характерной для подобного рода изделий надписью о производстве ее в Соловецком монастыре (кат. 343). Во второй половине столетия для богомольцев в мастерских Соловецкого монастыря вытачивали деревянные солонки, перечницы и подсвечники.

Во второй половине XIX в. на смену деревянной посуде приходит фарфоровая, фаянсовая и стеклянная. Монастырь закупает их большими партиями для собственных нужд и продажи в лавках67.

Однако изготовление деревянных ложек продолжалось, и потребность в них росла в связи с увеличением потока богомольцев. Только для использования в собственной трапезной во второй половине XIX в. Соловецкий монастырь ежегодно закупал у архангельских купцов и торгующих крестьян Архангельской и Вологодской губерний от полутора до двух тысяч деревянных ложек68.

В.И. Немирович-Данченко, посетивший Соловецкий монастырь в 1872 г., писал: "Особенно ходко идут в лавке образки и - главное - ложки Соловецкого изделия. Последние - простого дерева, грубо выделаны и покрыты лаком. На каждой - изображение рыбы и надпись: "благословенiе Соловецкой обители". Некоторые заканчиваются точеным изображением благословляющей руки. …Крестьяне закупают их массами"69. В начале ХХ в. в монастырских лавках ложки "с благословляющей рукой" продавались по 25 копеек, "без благословения" - по 10 копеек70.

Английский путешественник, посещавший Соловки в 1860 - 1870-х гг., писал о ложках: "изящнейшие из них сохраняются богомольцами на память, а не для действительного употребления"71.

Ложки закупались не только как сувенир в память о посещении Соловецкой обители, но и для использования их по прямому назначению. В народе бытовало мнение, что ложки, сделанные в монастыре, священны и поэтому ими очень полезно есть72.

Во второй половине XIX в. изготовлением ложек, как и крестов, занимались монахи и послушники в своих кельях, а также богомольцы, проживавшие в монастыре. Мастера расписывали ложки сами или отдавали их для этого в малярную мастерскую. Роспись одной ложки стоила от полутора до двух копеек, покрытие олифой - полкопейки73. За дополнительную плату в 5 копеек в резной мастерской можно было заказать "вырезку ручки на ложке" - изготовление черена ложки в виде благословляющей руки74.

Готовые ложки сдавались казначею, который, в свою очередь, передавал их в лавки для продажи богомольцам. За расписные ложки с "ручкой" (с благословляющей рукой на конце) казначей платил по 15 - 20 копеек за штуку, "без ручки" - от 2 до 7 копеек75). Ложки с рыбкой "окунем" на конце стоили по 10 копеек, большие "разливательные" - по 30 копеек76.

На рубеже XIX - ХХ вв. в монастыре действовала уже специальная ложкорезная мастерская77.

В каталоге представлены ложки разных типов, декорированные перьевым рисунком и росписью масляными красками.

Рисунок пером - вид построек Соловецкого монастыря, написанный черным контуром, местами с раскраской кровель, - выполнялся самими монахами. На основной массе ложек - достаточно схематичное изображение трех храмовых построек и галереи. По очертаниям узнаваем главный Спасо-Преображенский собор. Только на одной ложке (кат. 354) изображен ансамбль Соловецкого монастыря, включающий центральный комплекс построек и Филипповскую церковь. Помимо надписи, которую приводит В.И. Немирович-Данченко, на ложки часто наносили просьбу Богу благословить еду и питье тому, кто этой ложкой будет пользоваться: "Христе Боже благослови ястие и питие рабом твоим".

Роспись масляными красками, выполненная в малярной мастерской, практически на всех ложках одинакова. Это цветочная роспись c незначительными вариантами и обязательное изображение сидящей чайки. К чайкам в Соловецком монастыре было особое отношение. Об этом писал П.Ф. Федоров, много раз бывавший в обители: "Из птичьего царства самое близкое отношение к монашеской жизни имеют чайки. …Прилетая ежедневно стаями и доставляя немалую радость монахам, истомившимся от долгаго зимнего однообразия. …Нисколько не стесняясь выбором места, как у себя дома, как домашние птицы, чайки всюду - на земле монастырского двора, и на крышах зданий и даже на тротуарах устраивают себе гнезда; …здесь кладут оне яйца, выводят птенцов, милуются и дерутся… и день и ночь оглашая монастырский воздух своими пронзительными криками. И все это, вся их бойкая жизнь со всеми мельчайшими подробностями происходит перед самыми глазами монахов, под окнами их келий, так что чайки, несомненно, доставляют им немало развлечений. …Наконец, обилие чаек, их прирученность, смелость, их постоянная суета, крики, гомон придают монастырю своеобразный поэтический оттенок и производят весьма сильное впечатление на богомольцев, особенно из простого люда"78.

Как повествует П.Ф. Федоров, сами монахи любили рассказывать, считая этот факт чудом, как в 1854 г. при бомбардировке монастыря двумя английскими фрегатами чайки сослужили ему верную службу, о чем в монастырском издании "Подвиги Соловецкой обители" записано: "Когда же усилилась канонада, чайки густым облаком взвились над самими вражескими фрегатами и пронзительным своим криком как будто прогоняли англичан; и не одним криком оне им докучали, так что раздраженный неприятель вынужден был вступить в бой с птицами, запятнавшими его честь; но сколько в них не стреляли, нигде не видно было ни одной мертвой птицы. Таков птичий разум, ибо и чайки в этот замечательный день оказали свое мужество и преданность обители"79.

Изображением сидящей на траве чайки украшались и токарной работы солонки (кат. 344, 345), перечницы (кат. 346) и подсвечники (кат. 347), изготовлявшиеся в Соловецком монастыре и продававшиеся в его лавках80.

Три соловецкие ложки, представленные в каталоге, имеют дату 1922 г., то есть созданы после закрытия обители.

26 апреля 1920 г. Кемским уездным исполкомом Архангельской губернии было принято решение о национализации Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. Часть монашествующих покинули острова. В мае 1920 г. здесь был создан трудовой лагерь как отделение Северных лагерей принудительных работ ОГПУ, летом - совхоз "Соловки", просуществовавший до мая 1923 г. В 1920 - 1922 гг. в совхозе работало от 300 до 500 вольнонаемных, среди которых были и монахи. Совхоз занимался огородничеством, рыболовным промыслом, животноводством. Работали бывшие монастырские мастерские81.

Две ложки с датой 1922 г. полностью повторяют форму монастырских. Скорее всего, в бывших монастырских казначейских кладовых и мастерских сохранялось еще какое-то количество неокрашенных и не проолифленных заготовок ложек. Но роспись этих ложек выполнена уже в духе нового времени - с изображением красных звезд и советскими аббревиатурами (кат. 381, 382).

Третья ложка с датой 1922 г. - это трогательный пасхальный подарок с любовью изготовленный одним монахом другому (кат. 380).

В каталоге представлены также ложки других поморских монастырей, исторически связанных с Соловками: Печенгского (кат. 385, 386) и Пертоминского (кат. 383, 384). Формы и декор этих изделий имеют некоторые общие черты с соловецкими, но ложкам каждой обители присущи свои индивидуальные черты.

Памятники резьбы по дереву, связанные с Соловецким монастырем, довольно разнообразны. Коллекции музеев Архангельской области дают возможность подтвердить и в значительной степени дополнить известные в этой области сведения. Публикация этих памятников позволяет ввести в научный оборот остававшиеся неизвестными произведения северных резчиков по дереву.


1. Архив АОКМ. Ф. III. Оп 3. Д. 103. Л. 41- 42.
2. Российский этнографический музей. Фототека. № 2640-14/1. Фотография поморского дома-двора.
3. Поклонный крест находился в часовне на конном дворе. (АОКМ. Научный архив. Ф. III. Оп. 3. Д. 103. Л. 46. Опись 1923 г.). Ныне крест находится в собрании Государственного музея-заповедника "Коломенское", инв. Д-291 (Левина Т.В. Деревянные поклонные кресты на Русском Севере // Древнерусская скульптура. Проблемы и атрибуции: Сб. ст. М., 1991. С. 245-261).
4. Левина Т.В. Указ соч. С. 245-261.
5. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Ч. I. Д. 1461. Л. 1. 1734 г.
6. Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву. М., 2000. С. 416.
7. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 312. Л. 21 об.
8. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 312. Л. 22 об.
9. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 312. Л. 23-23 об.
10. Мальцев Н.В. Центры и мастерские деревянной скульптуры Русского Севера XVII века // Проблемы каталогизации произведений искусства в художественном музее: Сб. науч. трудов. Л., 1988. С. 69.
11. Там же.
12. Крест 1578 г. из часовни в память игумена Кесария в с. Маркушевское Шевденицкой волости Тотемского уезда Вологодской губернии и крест 1576 г. из часовни святого Николая Чудотворца в д. Исаковская Шевденицкой волости Тотемского уезда Вологодской губернии (Бобринский А.А. Народные русские деревянные изделия, предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода. Изд. 2. Вып. VIII. М., 1913. Табл. 113). Резные кресты ХVI в. из Тотемского района Вологодской области (Чекалов А.К. Народная деревянная скульптура Русского Севера. М., 1974. Илл. 142, 143, 144, 147).
13. Соколова И.М. Русская деревянная скульптура ХV - ХVIII веков: Каталог. М., 2003. Кат. 14, 15, 16.
14. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 751. Л. 14 об.
15. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 802. Л. 5.
16. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Ч. I. Д. 2083. 1744 г., Д. 2253, 2265, 2282. 1747 г., Д. 2414. 1748 г.
17. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 756. Л. 7-8. 1704 г.
18. Критский Ю.М. Промыслы и ремесла Соловецкого монастыря. Приложение к Генплану Соловецкого музея-заповедника. 1988. Архив СГИАПМЗ, № 11-26-88.
19. Борисов Л.М. Хозяйство Соловецкого монастыря и борьба крестьян с северными монастырями в XVI - XVII вв. Петрозаводск, 1966. С. 169.
20. Мальцев Н.В. Указ соч. С. 69.
21. Давыдова Е.В. Миниатюрная резьба мастеров Сергиева Посада конца XIX - начала ХХ века: художественные и технологические особенности // Искусство христианского мира: Сб. ст. Вып. VIII. М., 2004. С. 233; Давыдова Е.В. Центры миниатюрной резьбы XIX столетия. Киев // Светильник: Религиозное искусство в прошлом и настоящем. 2004. № 1 (5). С. 103-104.
22. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 312. Л. 23 об.-24. 1689 г.
23. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Ч. II. Д. 5744. Л. 189.
24. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 787. Л. 2.
25. ГИМ. 2091щ / 1656; Святое искусство Руси из собрания Отдела дерева Государственного Исторического музея: Альбом-каталог выставки. М., 1997. Кат. 69.
26. Челищев П.И. Путешествие по Северу России в 1791 году. СПб., 1886. С. 44.
27. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Ч. I. Д. 5465. Л. 1об.-2об.
28. Досифей. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1836. С. 252.
29. Немирович-Данченко В.И. Соловки. СПб., 1875. С. 249.
30. РГАДА. Ф. 1201. Оп.5. Ч. II. Д. 5551. 1863 г.
31. РГАДА. Ф. 1201. Оп.5. Ч. II. Д. 5563. Л. 93. 1868 г.
32. РГАДА. Ф. 1201. Оп.5. Ч. II. Д. 5551. Л. 57 об. 1863 г.
33. РГАДА. Ф. 1201. Оп.5. Ч. II. Д. 5551. Л. 44 об. 1863 г.
34. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 878. Л. 208-209; Д. 874. Л. 73 об.-74. 1886 г.
35. Федоров П.Ф. Соловки. Кронштадт, 1889 (переизд.: Архангельск, 2003. С. 238).
36. 1 фунт равен 400 граммам.
37. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Ч. II. Д. 5563. Л. 19 об., 97 об. 1868 г.; Д. 5565. Л. 114 об. 1869 г.
38. Казенная сажень - 217,6 см.
39. Фут равен приблизительно 30,5 см.
40. Обзор различных отраслей мануфактурной промышленности России. Т. 1. СПб., 1862. С. 263, 276.
41. РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Д. 121. Л. 105 об.-106. 1895 г.
42. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 928. Л. 64. 1916 г.
43. РГАДА. Ф. 1201. Оп.5. Ч. II. Д. 5562. Л. 35. 1868 г.; Д. 5559. Л. 19. 1865 г.
44. Давыдова Е.В. Центры миниатюрной резьбы XIX столетия. С. 109.
45. По данным письменных источников, в 1860-е гг. в столярной мастерской Троице-Сергиевой лавры делали женские и мужские деревянные крестики в оловянной и серебряной оправе (Черкашина Г.П. Резные изделия из дерева в культуре Троице-Сергиевой лавры Нового времени // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы III Междунар. Конф. 2002 г. Сергиев Посад, 2004. С. 411).
46. Давыдова Е.В. Центры миниатюрной резьбы XIX столетия. С. 105; Давыдова Е.В. Миниатюрная резьба мастеров Сергиева Посада… С. 230.
47. Государственный музей-заповедник "Коломенское". Инв. Д-287.
48. Бахрушин С.В. Очерки по истории ремесла, торговли и городов русского централизованного государства в XVI - XVII вв. // Бахрущин С.В. Научные труды. Т. 1. М., 1952. С. 100.
49. Соловецкий патерик. М., 1991. С. 88.
50. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 756. Л. 7.
51. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Ч. II. Д. 5744. Л. 215.
52. Просвиркина К.С. Русская деревянная посуда. М., 1957. С. 11.
53. РГАДА. Ф. 1201. ОП. 1. Д. 124. Л. 15 об.-16.
54. Бахрушин С.В. Указ. соч. С. 94.
55. Бахрушин С.В. Указ соч. С. 95.
56. Бахрушин С.В. Указ соч. С. 96.
57. Бахрушин С.В. Указ соч. С. 96.
58. Бахрушин С.В. С. 97.
59. Там же.
60. Бахрушин С.В. С. 98.
61. Бахрушин С. В. С. 100.
62. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Ч. II. Д. 5744. Л. 181.
63. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 312. Л. 62 об. 1689 г.
64. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Ч. II. Д. 5744. Л. 181. 1676 г.
65. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 312. Л. 74. 1689 г.
66. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 312. Л. 62 об., 63, 63 об., 102, 102 об., 103. 1689 г.
67. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Ч. II. Д. 5559. Л. 31-32. 1865 г.; Д. 5566. Л. 35. 1869 г.; Д. 5569. Л. 35. 1870 г.; Д. 5580. Л. 31. 1873 г.; Д. 5581. Л. 34. 1874 г.; Д. 5603. Л. 9. 1880 г.
68. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Ч. II. Д. 5559. Л. 22. 1865 г.; Д. 5566. Л. 14. 1869 г.; Д. 5569. Л. 23. 1870 г.
69. Немирович-Данченко В.И. Указ. соч. С. 316.
70. Жаринов Д.А. В Соловецкой обители (из летних впечатлений) // Исторический вестник. 1911. № 8. С. 669.
71. Соловецкий монастырь и его святыни. СПб., 1884. С. 71.
72. Немирович-Данченко В.И. Указ. соч. С. 316.
73. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Ч. II. Д. 5551. Л. 79-79 об. 1863 г.; Ф. 1183. Оп. 1. Д. 121. Л. 110 об.-111. 1895 г.
74. Ф. 1183. Оп. 1. Д. 121. Л. 110 об.-111. 1895 г.
75. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Ч. II. Д. 5563. Л. 32-34. 1868 г.; Д. 5580 а. Л. 54.
76. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Ч. II. Д. 5622. Л. 185, 187. 1916 г.
77. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Ч. II. Д. 5616. Л. 129, 190. 1903 г.; Оп. 4. Д. 908. Л. 162 об.-163. 1913 г.
78. Федоров П.Ф. Указ соч. С. 23.
79. Там же. С. 25; Подвиги Соловецкой обители. Изд. 4, М., 1876. С. 63.
80. Федоров П.Ф. Указ соч. С. 58.
81. Соловецкие лагеря особого назначения ОГПУ: Фотолетопись. СПб., 2004. С. 24.

© Государственное музейное
объединение «Художественная
культура Русского Севера», 2006
© Музеи участники выставки, 2006
© Издательство Сканрус, 2006
© Авторы статей
и каталожных описаний, 2006

 

НАСЛЕДИЕ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ В МУЗЕЯХ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ:     
Каталог / Сост. Т.М. Кольцова