Содержание
От составителя
Пояснения к каталогу
Список сокращений
Участники выставки
 
 

В.Г. Кондратьева

   В.Г. Кондратьева

   Изделия из фарфора, фаянса и стекла


В XIX в. Соловецкий монастырь, как и многие другие крупные монастыри России, - место активного паломничества. Поток паломников особенно увеличивается во второй половине столетия. Росту популярности обители способствовали события Крымской войны, когда в 1854 г. монастырь подвергся яростному пушечному обстрелу c двух английских фрегатов, подошедших к Большому Соловецкому острову. Несмотря на ураганный обстрел, длившийся около девяти часов, в монастыре не было жертв. Одно из неприятельских ядер попало в икону Знамения Божьей Матери, находившуюся над входом в Спасо-Преображенский собор, слегка поранив ее. После этого бомбардировка прекратилась. Спустя год за этой иконой было обнаружено неразорвавшееся ядро, что было приписано Божественному заступничеству. Эти события возвысили монастырь в глазах народа, упрочили веру в его святость, сделали его чрезвычайно популярным.

Во многом способствовало увеличению потока богомольцев и появление у монастыря пароходов, которых в конце XIX в. было уже четыре.

На Соловках для богомольцев работали лавки. Две лавки находились на территории монастыря в Святых Воротах, одна напротив другой1, две - в монастырском поселке. Была еще одна "горшечная" лавка недалеко от Святых ворот, главного входа в монастырь2.

Монастырская лавка у Святых ворот Соловецкой обители.
Фото Я.И. Лейцингера, 1888.
Собрание АОКМ

В лавках продавались продукты питания и различные предметы в память посещения Соловецкой обители. Ассортимент товаров был достаточно разнообразным и пестрым. Здесь были "братские изделия": иконы, кресты и ложки, изготовлявшиеся монастырской братией и послушниками, книги монастырского издания и продукция соловецкой литографической мастерской. Для продажи в своих лавках монастырь закупал в огромных количествах крендели, сухари, сахар, мед, пряники, кофе, цикорий, карамель, жестяные лакированные подносы, зеркала, гребни из рога, книги духовно-нравственного содержания, картины, иконы, финифтяные, серебряные и медные образки, кресты, медальоны и многое другое3.

В числе товара, продававшегося в монастырских "расходчиских" лавках, были хрустальные рюмки, фарфоровая и фаянсовая посуда. Монастырь закупал посуду непосредственно на фабриках Московской и Владимирской губерний4, но чаще через посредников - торговцев из этих губерний5. Часть посуды приобреталось у купцов в лавках Архангельска6. Помимо этого, монастырь делал заказы на изготовление чайной фарфоровой и фаянсовой посуды с видами Соловецкого монастыря на заводы Товарищества М.С. Кузнецова.

Товарищество М. С. Кузнецова, учрежденное в 1889 г., объединяло в начале ХХ в. семь заводов. В состав Товарищества входили заводы в Дулеве Владимирской губернии, в селе Кузнецово Тверской губернии, в городе Риге, в селе Будах Харьковского уезда, в селе Вербилки Московского уезда (бывший завод Гарднера), завод около города Рыбинска Ярославской губернии и завод в Песочной Калужской губернии. Товарищество имело постоянную торговлю в Москве. На Мясницкой улице в собственном доме располагались главный склад, розничный магазин и строительная контора. В Санкт-Петербурге на Мариинском рынке находился оптовый склад, а розничный магазин и строительная контора размещались на Невском проспекте, напротив Аничкова дворца7. Этот крупнейший монополист фарфоровой и фаянсовой промышленности выпускал посуду для широких кругов населения России. Его продукция была самой массовой, доступной и популярной. Среди документов в приходно-расходных книгах Соловецкого монастыря сохранились счета "Товарищества по производству фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова" за 1915 г. Посуда с видами Соловецкого монастыря, изготовленная на Тверской и Дулевской фабриках, отпускалась с главного склада Товарищества в Москве. Посредником между Товариществом и Соловецким монастырем был архангельский купец Николай Алексеевич Кушеверский. В перечне товаров Тверской фабрики называются "полукружки", "простокваши" и "чайник репкой". Товар Дулевской фабрики был более многочисленным и разнообразным. Здесь закупались разного размера и формы "чайники, чашки чайные и кофейные, блюдца, кружки и полукружки, стаканы"8.

Прибытие парохода с богомольцами в Соловецкий монастырь
Фото Я.И. Лейцингера, 1888.
Собрание АОКМ

В каталоге представлены чайные сервизы и отдельные предметы чайной посуды: чайники заварочные, сахарницы, молочники, полоскательницы, кружки, чашки с блюдцами. Фаянсовые изделия, изготовленные на Тверской фабрике, просты по форме и декоративному оформлению (кат. 426 - 428). Кузнецовская посуда из фарфора более разнообразна по формам и художественному оформлению. Фарфоровые изделия имели цилиндрическую шаровидную, яйцевидную, конусовидную и полусферическую форму. Гладкая поверхность ряда предметов декорирована растительно-геометрическими рельефными узорами. Помимо чистого белого фона, использовалось голубое и розовое крытье. Но независимо от различий в декоративном оформлении, на всех предметах в овальном медальоне черной печатью был выполнен вид Соловецкого монастыря. Прототипом для печатного изображения послужил фрагмент литографии "Святые и преподобные отцы в Соловецкой обители" 1889 г., изготовленной в Соловецком монастыре. Монастырь изображен с западной стороны. На переднем плане - бухта Благополучия с монастырским пароходом.

Западная паперть Преображенского собора
с пораненной в 1854 г. иконой "Знамение Богоматери"

Фото А.А. Поплавского, 1919.
Собрание АОКМ

В каталоге также представлены стеклянные бутылочки разных форм и размеров с рельефным изображением основателей Соловецкого монастыря преподобных Зосимы и Савватия. На некоторых из них, Зосима и Савватий изображены на фоне Соловецкого монастыря (кат. 448, 454). В верхней части всех бутылочек изображен образ Знамения Божьей Матери - той самой иконы, которая, по преданию, пострадав от английского ядра, защитила собою монастырь. Соловецкая обитель заказывала тысячи таких бутылочек-"склянок" для продажи богомольцам. В 1875 г. Соловецкий монастырь приобрел по своему заказу на Релинском хрустальном заводе, расположенном близ деревни Мартынки в Переяславском уезде Владимирской губернии, 46560 "склянок Соловецких: крупных, мелких, круглых"9. В 1895 г. для монастырской "расходчиской" лавки он вновь приобретает 63790 "склянок с изображением Соловецких преподобных"10. По воспоминаниям П.Ф. Федорова, много раз посещавшего Соловецкий монастырь в 1880-е гг., в таких склянках в Свято-Троицком соборе продавались богомольцам масло "от неугасимой лампады преподобных" и "святая вода" - "крещенская освященная вода с примесью благовонной воды, употреблявшейся при омовении мощей угодников". И масло, и вода считались целебными от всех болезней, они хорошо раскупались и стоили от 10 до 20 копеек за склянку, в зависимости от ее размера11. Такие же склянки продавались по 10 - 15 копеек за штуку в храме Живоносного источника Пресвятой Богоматери в Филипповской пустыни богомольцам, желающим набрать воды из колодца, находившегося посреди храма. Вода в этом колодце считалась целебной, помогающей от всех болезней12.

Посуда с видами Соловецкого монастыря и Соловецких святых развозилась богомольцами по северным губерниям России. Потомки соловецких паломников бережно сохранили их как семейные реликвии до наших дней.


1. Федоров П.Ф. Соловки. Крондштадт, 1889 (переизд.: Архангельск, 2003. С. 58).
2. РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Д. 121. Л. 52 об.-53. 1895 г.; Ф. 1201. Оп. 5. Ч. II. Д. 5622. Л. 85 об., 87 об., 183 об.- 185. 1916 г. Федоров П.Ф. Указ. соч. С. 58.
3. РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Д. 121. Л. 54 об.-58. 1895 г.
4. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Ч. II. Д. 5603. Л. 3. 1880 г.
5. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5.Ч. II. Д. 5559. Л. 31-32. 1865 г.; Д. 5566. Л. 35. 1869 г.; Д. 5569. Л. 35. 1870 г.; Д. 5580 Л. 31. 1873 г.; Д. 5581. Л. 34. 1874 г.; Д. 5603. Л. 9. 1880 г.;
6. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5.Ч. II. Д. 5588. Л. 38. 1876 г.; Д. 5590. Л. 22, 37. 1877 г.; Д. 5598. Л. 43. 1879 г.; Ф. 1201. Оп. 4. Д. 836. Л. 23. 1877 г.
7. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 921. Л. 127.
8. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 921. Л. 125, 127-129.
9. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5.Ч. II. Д. 5589. Л. 116. 1875 г. В конце XIX в. в Переяславском уезде Владимирской губернии было два стеклянных и хрустальных завода.
10. РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Д. 121. Л. 55 об.-56. 1895 г.
11. Федоров П.Ф. Указ. соч. С. 63.
12. Федоров П.Ф. Указ. соч. С. 74.

© Государственное музейное
объединение «Художественная
культура Русского Севера», 2006
© Музеи участники выставки, 2006
© Издательство Сканрус, 2006
© Авторы статей
и каталожных описаний, 2006

 

НАСЛЕДИЕ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ В МУЗЕЯХ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ:     
Каталог / Сост. Т.М. Кольцова