Содержание
От составителя
Пояснения к каталогу
Список сокращений
Участники выставки
 
 

Л.А. Петровская

   Л.А. Петровская

   Строительная керамика


Формирование коллекции строительных материалов Соловецкого монастыря, применявшихся при возведении построек на протяжении ХVI - ХIХ вв., началось с конца 1960-х гг., когда был создан филиал Архангельского областного краеведческого музея на Соловках. К этому времени на Соловках интенсивно велись работы по изучению памятников архитектуры силами Всероссийского производственного научно-реставрационного комбината (позднее - В/О "Союзреставрация"). Обнаруженные при исследованиях образцы кирпичей, керамических, каменных и деревянных конструкций передавались в фонды Соловецкого музея-заповедника.

Кирпичное производство Соловецкого монастыря возникло в середине ХVI в. по инициативе игумена Филиппа (Колычева), управлявшего монастырем с 1548 по 1566 г. По его указанию на восточном берегу Святого озера были заложены обжигательные печи, в которых из местных глин и песка стали производить кирпич. Сведения о кирпичном заводе весьма скупы. Так, в Летописце Соловецком есть запись: "Да Филипп Игумен… на Вараке двор поставил на кирпичное дело печи и анбары"1. В описании монастыря архимандрита Досифея говорится: "Кирпичный (завод - Л. П.), заведен со времен игуменства Св. Филиппа, бывшаго потом Митрополита Московского, который отстоит от монастыря в 2,5 верстах к востоку"2.

В 1552 - 1558 гг. была возведена первая каменная постройка - Трапезный комплекс, включивший в себя обширные одностолпные палаты - Трапезную и Келарскую, а также церковь Успения Богородицы. Здание возведено на высоких сводчатых подклетах. Его строительству предшествовали подготовительные работы, в том числе организация кирпичного производства, доставка материалов с материка, сбор средств. Таким образом, начало массового производства кирпича на Соловках следует отнести к концу 1540-х - началу 1550-х гг. Кирпич производился "большемерный" - размеры его граней колеблются в пределах 8-10 х 28-32 х 14,5-17,5 см. К 1560 г. сложились основные типовые размеры кирпича, отработаны технологии его производства. Уже при строительстве следующего здания монастыря, Спасо-Преображенского собора (1558 - 1566 гг.), использовали кирпич нескольких видов, различающихся размерами сечения. Встречались и почти квадратные: 10,5-12 х 11-13,5 см. С начала ХVII в. размеры кирпича увеличиваются еще на 2-3 см в каждом измерении (10,5-11 х 17,5-18 х 32-33,8 см).

Профилированные и фигурные кирпичи
на фасадах монастырских сооружений XVII в.
Святительский корпус

Исследования образцов соловецких кирпичей ХVI - ХVII вв. проводились отделом реставрационно-технологических разработок всесоюзного объединения "Союзреставрация" в 1983 - 1985 гг. Цель - разработка технических условий на изготовление специального реставрационного кирпича для Соловецкого монастыря. В заключении экспертов отмечается очень высокое качество кирпича ХVI - ХVII вв., его прочность и влагостойкость, долговечность, морозостойкость.

Здания, возведенные строителями на Соловках во второй половине ХVI в., отличаются строгостью и аскетичностью решения фасадов и интерьеров. Вот что пишет о здании Трапезного комплекса О.Д. Савицкая, один из наиболее значимых исследователей архитектуры Соловецкого монастыря: "Сдержанность, чистота и ясность архитектурной композиции здесь доведены до высшей степени выразительности. Решительно отказавшись от всякого декора, пренебрегши столь логичными в архитектуре симметрией и четкой ритмикой композиционного построения, мастера сумели придать строительным конструкциям высокохудожественное воплощение. Зрителя охватывает … то неосознанное чувство внутреннего подъема, эстетической удовлетворенности, гармонии и покоя, которые ассоциируются с лучшими образцами архитектурной классики. Не заимствования, не влияния, не схожесть сближают с ними здание трапезной, а тонкое и точное чувство пропорций, конструктивная логика, ясность композиции, профессиональное мастерство и высокий вкус.

Профилированные и фигурные кирпичи
на фасадах монастырских сооружений XVII в.
Иконописная палата

Зрелость зодчих, создавших этот памятник, замечательно проявилась в творческой самостоятельности, техническом мастерстве, свободе и широте использования ранее разработанных приемов"3.

Первое каменное строение на Соловках определило тот уровень высокой архитектурной эстетики, который еще долгие десятилетия смогли удержать последующие поколения строителей.

Профилированные и фигурные кирпичи
на фасадах монастырских сооружений XVII в.
Мельница

Каменные постройки Соловецкого монастыря ХVII в. сохранили основные черты монументальности, простоты форм и ясности конструкций; их исполнение находилось на высоком уровне строительного мастерства. Жилые и хозяйственные здания, обрамляя величественные древние храмы центральной части монастря, создали им достойное окружение. В этот период активно используются новые строительные приемы, типы конструкций, способы решения фасадов зданий. Именно в это время появляется кирпичный декор, который украшает не только жилые, но и в большей степени хозяйственные постройки утилитарного назначения: Иконописную палату (1615), Портную и Чоботную палаты (1642), мельницу (середина ХVII в.) и др. Их декор состоял из фигурных или особым способом положенных кирпичей, составляющих межъярусные или подкровельные фризы: городки, балясники, поребрики. Кирпичи тесали, создавая на их гранях либо профили, либо несложные фигуры. Из них составляли более развитые пластические композиции - "бусины", треугольники, ромбы, сердечки.

В первой половине ХVII в. на Соловках появляются кирпичи с клеймами. Это очень интересное явление, пока не нашедшее объяснения. Клеймение кирпича было введено царскими указами еще в ХVI в. для производителей и особенно поставщиков кирпича на царские постройки, головой отвечавших за качество. Соловецкий монастырь производил кирпич преимущественно для собственных нужд, хотя известно, что в 1699 г. одна тысяча кирпичей была отправлена в Печенгский монастырь; в середине ХIХ в. Крестный монастырь закупил на Соловках 15000 кирпичей4. Можно также предположить, что кирпич клеймили для счета. Разнообразие и развитость рисунков клейм при сравнительно небольшом количестве найденных образцов дают подтверждение этому предположению. Чрезвычайно интересно текстовое клеймо "КОРОВА РЕЖЕТ КИРПИЧ ГОРБАТ ПРАВИТ", обнаруженное в кладке Святительского корпуса, считающегося одним из наиболее древних. Клеймо уникально по многословности текста. Видимо, мастера по прозвищу Корова и Горбат оставили о себе память как о ремесленниках, изготавливающих кирпич. Здесь же обозначены и некоторые технологические операции, применяющиеся при изготовлении кирпича, - "режет", "правит"5.

Клеймо "Стрелец" на кирпиче,
найденном в здании Сушила XVI в.

Интересно сопоставление двух клейм с изображением стрельца. Они обнаружены на кирпичах, найденных на галерее Сушила в монастыре и на сводах трапезной Свято-Троицкого скита о. Анзер. На Анзере было свое кирпичное производство, и употребление двух одинаковых по сюжету, но разных по исполнению клейм обращает на себя внимание.

В постройках ХVIII - ХIХ вв. клейменый кирпич встречается чаще. Клейма становятся проще, чаще всего это различные буквенные или несложные начертательные изображения - косой крест или косой крест в круге. Особое место в этом ряду занимают несколько изображений, встретившихся лишь один раз: человеческая фигурка, выполненная очень примитивно; а также достаточно сложные орнаментальные композиции.

В ХIХ в. клеймили даже печной кирпич, проставляли дату и место производства кирпича: "СМ 1887". Среди кирпичей этого периода встречаются такие, где в сыром тесте выполнены процарапанные надписи: счет в столбик из трех чисел, запись с указанием имени и даты.

Клейменый кирпич - обычно счастливая находка для исследователей древней архитектуры - дает основание для уточнения датировки, технологических особенностей производства кирпича, определения ремесленных и торговых связей. Изучение клейм на соловецких кирпичах только начинается. Интерпретация их - интереснейший материал для исследователей.


1. Летописец Соловецкий на четыре столетия от основания Соловецкого монастыря до настоящаго времени. Изд. 4. М., 1847. С. 32.
2. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря, составленное трудами Соловецкого архимандрита Досифея. М. 1836. Гл. 3. "О заводах и мастерствах". Т. 2. С. 269.
3. Савицкая О.Д. Архитектура Соловецкого монастыря // Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов: сб. ст. М., 1980. С. 51.
4. ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 4. Л. 6; РГАДА. Ф. 1195. Оп. 6. Д. 50. Л. 4.
5. Можно также предположить, что "горбат" означает качество кирпича, а не имя мастера.

© Государственное музейное
объединение «Художественная
культура Русского Севера», 2006
© Музеи участники выставки, 2006
© Издательство Сканрус, 2006
© Авторы статей
и каталожных описаний, 2006

 

НАСЛЕДИЕ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ В МУЗЕЯХ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ:     
Каталог / Сост. Т.М. Кольцова