Содержание
От составителя
Пояснения к каталогу
Список сокращений
Участники выставки
 
 

Л.А. Петровская

   Л.А. Петровская

   Поливные плиты и изразцы


Коллекция поливной архитектурной керамики в собрании Соловецкого музея-заповедника относительно невелика и включает в себя фрагменты муравленых и полихромных печных изразцов (около 200 предметов), а также несколько разновидностей фигурных плиток для выстилки пола и их фрагментов (около 100). Коллекция сформировалась в течение 1970 - 1990 гг. и значительно пополнена в последние годы (2001 - 2005) в результате археологического и архитектурного обследования территории Соловецкого монастыря. Фрагменты изразцов и плиток, наряду с кирпичным ломом и мелким камнем, найдены в забутовке заложенных проемов зданий, обнаружены в культурном слое почвы, на местах пожарищ, неподалеку от Святительского и Благовещенского корпусов, где были изразцовые печи.

При анализе коллекции изразцов удалось установить местоположение отдельных фрагментов в печном наборе, реконструировать орнамент лицевых пластин практически всех видов изразцов, применявшихся для облицовки печей на Соловках.

Классификация печных изразцов по типам и размерам была принята еще в XVII в., более подробно разработана и уточнена И.Е. Забелиным1. Она используется и сейчас, в несколько упрощенной современной редакции2. Традиционный набор изразцов для печи состоит из следующих элементов: стенной изразец, городок, пояс-валик, карнизный пояс, плоский пояс, карнизный пояс - каблучок, подзор, ножка.

В коллекции Соловецкого музея-заповедника хранятся фрагменты изразцов, связанные с Благовещенским корпусом монастыря первой трети ХVII в. Эта группа обломков была обнаружена в процессе обследования нижнего яруса корпуса, на уровне "черного" пола. Фрагменты располагались локальной группой, видимо, поблизости от бывшей печи. Четырнадцать обломков этой группы были определены как фрагменты лицевой пластины стенного изразца. Вместе с другими аналогичными обломками они позволили реконструировать композицию данной лицевой пластины. Ряд других фрагментов дал основание для полной реконструкции орнамента второго вида лицевой пластины стенного изразца.

Композиция лицевой пластины стенного изразца.
Реконструкция Л.А. Петровской, рисунок И. Брагиной

Располагаясь рядами, со смещением рисунка в смежных рядах, пластины образовывали ковровый орнамент на зеркале печи: ложчатый вазон с развесистым симметричным букетом, по сторонам вазона - фантастические животные лев и единорог. На стыках пластин - крестообразные розетки, объединяющие композицию зеркала печи. Размеры стенных изразцов - 31-32 х 30-31 см; высота рельефа - 0,3-0,8 см. Румпа, отступающая от краев, с прямыми стенками; край румпы гладкий. Толщина стенок румпы - 1,0-1,2 см; высота румпы - 7,5 см; толщина лицевой пластины - 2,8-3,4 см. Фон бирюзового цвета, рельеф расписан в традиционной цветовой гамме: эмалями белого, желтого, синего цветов, с коричневой поливой.

Среди фрагментов изразцов, обнаруженных в Благовещенском корпусе, имеются обломки элементов набора печи вспомогательной группы: фигурных ножек, валиков с полочкой, подзоров, валиков, плоских поясов с изображением льва и единорога, карнизов, один городок-кокошник. Часть изразцов из вспомогательной группы печного набора имеют ряд существенных отличий: более плотную керамическую массу, более тонкие стенки румпы и лицевую пластину, большую тщательность и четкость проработки рельефа, более высокое качество росписи по рельефу цветными эмалями, иной цвет и качество эмалей. Идентичные по форме, рисунку и расцветке изразцы (валик и карниз) находим в орнаментации изразцовой печи Преображенской церкви Новодевичьего монастыря (1680-е гг.), а также карниз - в печи Приказной палаты собрания музея-заповедника "Коломенское" (1680-е гг.)3. Так, на основании имеющихся в коллекции СГИАПМЗ двух небольших фрагментов карниза был полностью восстановлен его орнамент, с привлечением аналогов.

Композиция лицевой пластины стенного изразца.
Реконструкция Л.А. Петровской, рисунок И. Брагиной

Анализ известных по литературным источникам изразцов4, а также сопоставление изразцов соловецкой коллекции с изделиями, хранящимися в других музеях ("Коломенское", ГНИМА, РЭМ), позволили выявить, что прямых аналогов соловецким стеновым изразцам мы не находим, в то время как изразцы вспомогательной группы в ряде случаев в точности совпадают с изразцами других музейных коллекций и с изразцами печей Москвы и Ярославля.

Изразцы Святительского корпуса начала ХVII в.были обнаружены в ходе земляных работ на южном фасаде. По орнаментам они совпадают с изразцами из Благовещенского корпуса, но отличаются большей тщательностью исполнения. Стенные изразцы выполнены в двух цветовых вариантах - с бирюзовым фоном, белыми лепестками крестообразных розеток и коричневыми листиками; с фоном светло-бежевого, песочного оттенка. Изразцы дополнительной группы представлены более разнообразно: четыре вида валиков, три вида плоского пояса, два вида карниза. Среди них имеется ряд изразцов, идентичных изразцам дополнительного набора из упомянутых выше печей Москв и Ярославля. Рисунок карниза и плоского пояса с изображением льва и единорога аналогичен изразцам из круглой печи Тихвинской церкви из с. Алексеевского в Москве (1670-е гг.)5.

Изразцы, обнаруженные на территории Соловецкого монастыря, а также за его пределами на Соловках, часто не связаны с конкретной постройкой. Они позволяют дополнить деталями и уточнить сложившееся представление о составе печных наборов и общей композиции изразцовых печей Соловецкого монастыря.

Находки последних лет увеличили разнообразие печных орнаментов ХVII в., прежде не встречавшихся. Обнаружены фрагменты муравленных изразцов, то есть покрытых одноцветной поливой. Анализ коллекции соловецкого музея позволяет предположить наличие в кельях монастыря не менее четырех-пяти печей, облицованных полихромными и муравлеными изразцами.

Письменные документы ХVII в. зафиксировали наличие изразцовых печей в монастырских кельях: "В нижних архимандричьих кельях… в чулане… печь образчатая муравленая. …да в задней же архимандричьей в черной келье… а печь муравленая выведена в заднюю в белую келью… в верхней архимандричьей келье… печь муравленая, заслон, треног, крюк железной"6.

Сопоставление изразцов Соловецкой коллекции с известными в литературе аналогами, а также сравнение стенных изразцов с изразцами дополнительной группы позволяют сделать ряд предположений, требующих дальнейшего уточнения. Некоторые стенные изразцы дополнительной группы: плоский пояс (СГИАПМЗ. КП 3010-8а, б), карниз (СГИАПМЗ. КП 3010-6), городок (СГИАПМЗ. 3010-5), отличаются от стенных изразцов и ряда изразцов дополнительной группы более тонкой лицевой пластиной, большей тщательностью и точностью проработки рельефа, высоким качеством росписи, цветом и качеством эмалей. Их орнаменты идентичны изразцам упомянутых выше московских печей7.

Можно сделать предположение о возможной закупке монастырем изразцов дополнительной группы на материке. Стенные же изразцы, более тяжелые и хрупкие, что затруднято их перевозку, были изготовлены на месте либо местными мастерами, либо приглашенными. В связи с возможными закупками изразцов вызывают интерес сведения об известном строительном мастере Осипе Старцеве, который работал в Архангельске на строительстве Гостиных дворов и одновременно являлся крупным поставщиком изразцов на русский рынок8.

Интересной находкой стала печь Андреевского скита на Большом Заяцком острове. Фрагменты изразцов ее облицовки были обнаружены археологической экспедицией в 1988 г.9. Она находилась в деревянной избе, уничтоженной пожаром. Относительно неплохая сохранность отдельных элементов печного набора позволила выполнить реконструкцию этой печи. Изразцы имеют довольно тонкую лицевую пластину (1,5-2,0 см) с тщательно проработанным рельефом и сложным рисунком. Лицевые пластины стенных изразцов хорошо сохранили зеленую и коричневую поливу. Большинство элементов печного набора имеют легкую кривизну, что позволило предположить, что печь была круглой, диаметром около 1 м. Размер лицевой пластины стенных изразцов - 28 х 26 см; толщина - 1,5-2,0 см; высота рельефа - 0,3-1,2 см. Румпа, отступающая от краев, с прямыми стенками, гладким краем; толщина стенки румпы - 1,0-1,2 см; высота румпы - 5,5-6,0 см. Рисунок стенных изразцов включает изображения птиц, клюющих ягоды, и вазонов между ними. По углам - орнаментальные виньетки, образующие при сборе печи сложную вихревую четырехлепестковую розетку. Эти стенные изразцы близки полихромным московским и ярославским изразцам декора Мостовой башни в Измайлове в Москве, церкви Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле10 и другим. Прямые аналогии изразцам дополнительной группы находим в печах Преображенской церкви Новодевичьего монастыря в Москве (карниз), в круглой печи из Тихвинской церкви с. Алексеевского в Москве (карниз и два типа поясовых изразцов)11. Аналогии можно найти и в литературе.

Анализ изразцов Андреевского скита, с учетом явных стилистических и ремесленных отличий от полихромных изразцов, обнаруженных в самом монастыре, позволил сделать вывод об их не соловецком происхождении.

В ХVII в. были достаточно распространены поливные плиты для пола. Плитки для выстилки пола в коллекции архитектурной керамики Соловецкого музея представлены немногочисленными образцами. Они имеют треугольную, прямоугольную и циркульную формы. Треугольные плитки, окрашенные в различные цвета, имеющие короткую сторону в виде выгнутой или вогнутой дуг, представлены тремя типоразмерами. Интересна большая плита, имеющая полукруглую форму, покрытая эмалями трех цветов. Ряд прямоугольных плиток имеет различную орнаментацию: от простого деления на два цвета по диагонали до размещения разноцветных некрупных ромбов вдоль плитки.

Орнамент пола из поливных плит.
Реконструкция Л.А. Петровской

Плитки имеют различную толщину. На боковых гранях в сырой массе сделаны неглубокие глухие отверстия; в каждом образце они размещены в разных местах и в разном количестве, что позволяет предположить, что отверстия вряд ли имели технологическое назначение (сборка). Скорее всего, это способ разметки в общей композиции. К сожалению, количество плиток слишком мало, чтобы определить характер их взаимосвязи. Можно лишь сделать предположительные реконструкции узоров пола.

Вопрос о времени и месте производства большинства изразцов коллекции Соловецкого музея-заповедника остается открытым. В известных архивных источниках нет сведений о производстве изразцов, как, впрочем, и об их закупке, или о приглашении мастеров и оплате их труда. Тем не менее печей в монастыре было, по крайней мере, несколько. Возможно, что на месте все же было организовано производство наиболее массивных и сложных для перевозки стенных изразцов. Это соображение подкрепляется наличием в коллекции поливных плиток для выстилки пола, у которых качество керамической массы, качество и цвет эмалей аналогичны эмалям стенных изразцов. Косвенными признаками местного производства поливных плит и некоторых видов изразцов являются качество росписи рельефа с затеками и расплывами эмалей; повышенная толщина лицевой пластины (запас прочности, неотработанность технологии?); необычно большой размер лицевой пластины (до 32 см в одном измерении при обычных размерах 28-30 см); необычная форма румпы, отличающаяся от известных типов значительным отступлением от края (3,6-4,0 см); прямые непрофилированные стенки с довольно сильным уклоном к центру.

Если прибегнуть к аналогам, то можно отнести изразцы соловецкой коллекции к 1670 - 1680 гг. Учитывая, что после Соловецкого восстания 1668 - 1676 гг. монастырь долгое время пребывал в разоренном состоянии, логично предположить, что подобное производство могло появиться, скорее, в более поздний период - в конце ХVII - начале ХVIII в.

Дальнейшее изучение коллекции, поиск аналогов могут дать интереснейшие сведения о наличии на Русском Севере еще одного, не известного прежде локального центра изразцового производства со своими интересными особенностями. Изучение способов приобретения как изразцов, так и материалов для их производства, выяснение имен мастеров расширят представление о связях Соловецкого монастыря с другими производственными центрами средневековой Руси.


1. Забелин И.Е. Историческое обозрение финифтяного и ценинного дела в России. СПб., 1853.
2. Исследование и реставрация русских изразцовых печей XVII - XVIII вв.: Методические рекомендации. М., 1989.
3. Маслих С.А. Русское изразцовое искусство XV - XIX вв. М., 1976, 1983.
4. Там же. Илл. 140-141.
5. Там же. Илл. 139-141.
6. Описание всех служб и келий. РГАДА. Ф.1201, Оп. 2. Д. 1425. Л. 5, 5 об, 7 об.
7. Исследование и реставрация русских изразцовых печей… С. 21. Рис. 11.
8. Сперанский Н. Очерки истории приказа каменных дел. М., 1936, С. 217.
9. Боярский П., Окороков А. Отчет об археологических раскопках, исторических исследованиях и подводной разведке на территории Соловецкого архипелага в 1988 г. СГИАПМЗ. Научный архив. № 11-12-88. Т. 3. Ф. 2. Оп. 1. № 88; Отчет о работе археологической экспедиции Соловецкого музея-заповедника в 1988 г. СГИАПМЗ. Научный архив. № 11-12-88, Т. 2. Ф. 2. Оп. 1. № 87.
10. Там же. Илл.116-118.
11. Там же. Илл. 153.

© Государственное музейное
объединение «Художественная
культура Русского Севера», 2006
© Музеи участники выставки, 2006
© Издательство Сканрус, 2006
© Авторы статей
и каталожных описаний, 2006

 

НАСЛЕДИЕ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ В МУЗЕЯХ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ:     
Каталог / Сост. Т.М. Кольцова