Содержание
От составителя
Пояснения к каталогу
Список сокращений
Участники выставки
 
 

Н.В. Веселовская

   Н.В. Веселовская

   Кузнечное ремесло и железоделательный промысел


К началу XVI в. кузнечное дело было распространено по всей территории Древнерусского государства. Чаще всего обработка металлов производилась в небольших универсальных кузницах со сложившимся комплексом разнообразных технологических приемов, удовлетворявших нужды местного населения. В XVI в. выделяются крупные районы железоделательного производства, которые начинают специализироваться на производстве определенных видов изделий. Такие центры металлообработки возникали в районах, богатых ископаемой рудой и лесом, а также удобно расположенных относительно транспортных путей. К ним относился Серпуховско-Тульский район, славившийся производством оружия, Новгородско-Тихвинский, знаменитый своими "коробьями ноугородскими". К Новгородскому непосредственно примыкал район Устюжны Железнопольской, само название которой говорит о богатых залежах руды. В XVI в. Устюжна становится важнейшим центром кузнечного ремесла. Здесь выделывалось оружие, изготовлялись пищали и ядра для царской артиллерии. В Твери ковали отличного качества замки и иглы, разнообразное гвоздье 1.

На Севере России крупным металлообрабатывающим районом являлось Карельское Поморье, Заонежье, Олонецкие земли. Карельский край богат болотной рудой. "Варкой" металла и производством уклада2 здесь занимались многие крестьянские хозяйства. Значительная часть железа, добываемая крестьянами, ими же и перерабатывалась в деревенских кузницах. Карелы славились как искуснейшие плотники, здесь производился отличный деревообрабатывающий инструмент, и в частности топоры. Знаменитые карельские топоры именовались "мастерскими" и находили спрос далеко за пределами края3. Болотная руда разрабатывалась и в двинских районах. Особенно было развито железоделательное ремесло в Холмогорах, позднее - в Архангельске, где получили развитие судостроение и судоремонт. Это определило развитие кузнечного ремесла, направленного на производство железных частей судов, скоб, гвоздей, якорей. Заметное место в структуре хозяйственной деятельности занимало железоделательное ремесло также в Великом Устюге, Тотьме, Вологде. В Вологде, как и в Холмогорах, в громадном количестве изготавливались изделия для судов: скобы, деревообделочный инструмент, а также земледельческие орудия, сапожные гвозди и многое другое.

На Соловецком архипелаге железной руды не было, поэтому изделия из железа и цветного металла всегда очень ценились на Соловках. Первые монашествующие привозили самые необходимые изделия с собой. В основном это были строительные инструменты, лопаты, медная посуда. В середине XV в. одним из главных промыслов поморского населения наряду с рыболовным и зверобойным был солеварный. В монастыре он стал важнейшим источником доходов на многие годы, кроме того, делал необходимым приобретение солеварен и соответствующего рабочего инструмента. К началу XVII в. монастырю принадлежали довольно значительные беломорские угодья, расположенные как в Карельском, так и в Архангельском Поморье; регулярно работали свыше двадцати соляных варниц, в том числе на островах Большой Соловецкий и Анзер4. Непременной принадлежностью поморского усолья была небольшая кузница, занимавшаяся ремонтом цренов5.

Здание монастырской кузницы на берегу Святого озера. XVII-XIX вв.
Фото Ю.Б. Гендлина, 2003

Вероятнее всего, с такой небольшой кузницы и началось кузнечное ремесло в Соловецком монастыре. XVI век стал для обители временем энергичного развития хозяйственной деятельности, началом крупного каменного строительства. В больших количествах требовались орудия производства, сельскохозяйственный инвентарь, вспомогательный строительный материал - скобы, гвозди, связи и многое другое. Монастырь остро нуждался в железных изделиях и самом сырье. Попадало оно на острова различными путями, прежде всего тремя основными. Во-первых, в качестве вкладов многочисленных жертвователей монастырь получал готовые изделия из металла, сырье в виде полиц6 и уклада, кузнечную снасть и целые оборудованные кузницы. Особенно многочисленные вклады железом делали жители Обонежья - Лопских, Заонежских, Олонецких погостов, приморских районов Карелии7. Второй путь - закупка. Монастырь был связан практически со всеми районами железоделательного производства и рынками железа. В Архангельске закупали прутовое и полосовое железо, проволоку, цренные полицы, уклад и готовые изделия. Здесь же приобретали и цветной металл: олово прутовое, медную проволоку, посуду из меди и олова. Из Вологды в начале XVII в. Соловецкий монастырь вывозил ежегодно более ста тысяч "гвоздья подпятного черного" и сотни колодок "гвоздья подпятного мелкого луженого", в частности "носочного", которое шло и на обивку окончин. В Вологде же тысячами заказывали скобы судовые конопатные и донные, скобы сапожные; оттуда привозили лопаты, долота, скобели, напарьи, пешни. В Ярославле закупали иглы, шилье сапожное; в Новгороде - коробье, в Каргополе - уклад, полицы. Немало продавцов металла и готовых изделий в летнее время приезжало в обитель с товаром. Многие необходимые вещи приобретались монастырем на месте8. И третий путь - организация своего железоделательного производства. В XVI в. при игумене Филиппе близ Сумского острога монастырем был устроен железный завод, именуемый "железной пустынью". Поиском руды занимались наемные работные люди. Руда на месте обжигалась на открытом воздухе и складывалась в кучи. Работы эти производились поздней осенью, а зимой по санному пути руду доставляли на завод. Здесь она измельчалась, просеивалась, перемешивалась с древесным углем, затем в небольшой домнице "варили" кричное железо9. При заводе была своя кузница с водяным молотом10. Кричное железо перерабатывалось в уклад, готовые изделия. В Сумском остроге кроме кузнецов-универсалов были и оружейники, изготавливавшие самопалы, пищали в казну Соловецкого монастыря11. Руководил работами приказчик, монах Соловецкого монастыря. Производительность завода была невелика, и к середине XVIII в. он почти полностью утратил свое хозяйственное значение для монастыря.

Металлическое кованное ограждение XVIII в.
в интерьере Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря

Фото Я.И. Лейцингера, 1888.
Собрание АОКМ

Время постройки и расположение первой кузницы на архипелаге неизвестно. Источники сообщают, что во второй половине XVII в. кузничная служба располагалась еще внутри крепостных стен, под папертью церкви Николая Чудотворца. В то время она была связана с котельной палатой, которая находилась здесь же и занималась ремонтом медной посуды и столовой утвари12. Переписная книга келий 1644 г. указывает на наличие в это же время еще одной котельной палаты в монастыре, которая находилась в восточном ряду келий, у Архангельской башни13. Археологические исследования, проводившиеся в 2000 - 2001 гг., показали, что рядом с котельной палатой были мастерская по изготовлению слюдяных оконниц, бронзолитейная мастерская, жилые кельи и небольшая кузница с деревянным угольным амбарчиком. Здесь выполнялись мелкие литейные работы, изготавливались небольшие предметы декоративно-прикладного характера церковного и бытового назначения14. На рубеже XVIII - XIX вв. эти мастерские переводят в здание, выстроенное над бывшими пороховыми погребами. Располагалось оно в северной части монастырского двора, где к тому времени сосредотачиваются многие ремесленные монастырские службы. Кузница в конце XVII в. выводится за пределы монастырских стен, хотя часть служб еще оставались внутри монастыря15. По описи 1705 г. каменное здание кузницы и прилегающие к ней деревянные строения значатся на берегу Святого озера. В XVIII в. здание ремонтировалось и перестраивалось, а в середине XIX в. вместо старого ветхого ставится новое каменное двухэтажное здание кузницы с сохранением части постройки XVII в. На первом этаже в сводчатых помещениях располагались шесть горнов, девять наковален больших и малых, четверо мехов, кузнечные снасти и оборудование. В отдельном помещении находилась чугунолитейная мастерская16. Второй этаж предназначался для проживания работных людей. Кузнечное послушание находилось в ведении городничего старца, иеромонаха, реже - монаха, назначаемого на пятилетний срок. Под его руководством трудилось от пяти-шести до двадцати двух человек наемных работников и ремесленников17. В архивных источниках упоминаются имена многих кузничных старцев, мастеров-ремесленников18. В качестве рабочей силы привлекались многочисленные богомольцы, трудники, "годовики". Основные работы производились в зимний период. К концу XIX в. кузнечное ремесло в монастыре представляло собой слаженный хозяйственный механизм с развитой структурой служб и вспомогательных мастерских. Отдельно выделялась кузнечная служба, медная, оловянишная, "слесарня", "точильня", механический завод, литейная мастерская. Кузница с чугунолитейной мастерской, располагавшаяся в каменном здании на берегу Святого озера, просуществовала в рабочем состоянии до начала XX в. В 1920 г. здание со всем оборудованием и оснасткой, а также запасами металла было передано совхозу "Соловки"19, впоследствии оно перешло в распоряжение Управления Соловецкими лагерями особого назначения. В 1970-е гг. в здании располагались гаражи и конторы различных организаций. В настоящее время оно используется Соловецким монастырем под мастерские и жилье.

Металлические кронштейны XVIII в.
для подвеса лампад у киотов на столпах
Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря

Фото Я.И. Лейцингера (фрагмент), конец XIX в.

На всем протяжении истории Соловецкого монастыря кузнечное ремесло было направлено, в первую очередь, на обеспечение хозяйственных нужд обители. Монастырю постоянно требовались плотницкие и столярные инструменты, земледельческий инвентарь, скобяные изделия. С развитием каменного строительства понадобились мощные стеновые связи, анкеры, оконные решетки, ворота, кованые двери и ставни, оконные и дверные петли, жиковины, замки, ручки и множество других изделий. В кузнице изготавливались металлические части для укрепления дока и набережной, трубы для электростанции, выполнялись литейные работы20. Пожалуй, самым распространенным изделием из железа на Соловках был топор21, универсальное орудие для заготовки и обработки древесины. Топор был незаменим в монастырском хозяйстве; использовался он на многих послушаниях в самом монастыре, скитских поселениях, был предметом первой необходимости на дальних усольях, рыбных, звероловных промыслах. Для каждого вида работ кузнец изготавливал особый топор: для столярных работ удобен небольшой легкий топорик с прямым остро отточенным лезвием. Плотничий топор делался более тяжелым, с широким скругленным лезвием, а для дровосечных работ требовался тяжелый топор с удлиненным нешироким лезвием22. Для разделки туш животных нужен был массивный топор с широким прямым острым лезвием (кат. 312). Об уважении мастеров к этому инструменту говорит тот факт, что многие топоры украшались орнаментом, помечались специальным клеймом. В коллекции Соловецкого музея свыше пятисот топоров, из них тридцать девять с клеймами.

Жиковина с подставом XIX в. на двери такелажного амбара в пос. Соловецкий
(кованая жиковина скрыта под поздней дощатой обшивкой)

Фото Н.В. Веселовской, 2005.

Кованый металл широко использовался обителью в строительстве. Нельзя не упомянуть собранные из пластин металлические двери, ставни, ворота, представляющие собой подлинные произведения искусств. Петли выполнялись в виде фигурных жиковин, украшенных спиральными завитками, луковичными окончаниями, просечным узором. А металлические решетки, изготовленные из массивных железных прутьев, создавали впечатление паутинной легкости, ажурности и справедливо названы "Соловецким кружевом"23. Хотелось бы отметить еще один интересный предмет - монастырскую кружку-копилку. Ксения Петровна Гемп, побывавшая на Соловках в начале XX в., в своих воспоминаниях отмечает, что на каждом этаже гостиницы и в каждой трапезной "висела на стене объемистая кружка-копилка", которую каждый вечер вскрывал монах-казначей, помогали ему два послушника. Деньги ссыпали в кожаный мешок. Множество богомольцев сходилось поглядеть на это диво - монетную реку24.

Жиковина XIX в. на двери погреба для хранения сала в пос. Соловецкий
Фото Н.В. Веселовской, 2005.

В первой половине XVII в. из кузнечного дела выделяется "оловянишная" служба с малой токарней, позже появляются медная и бронзолитейная мастерские, где выполнялись мелкие работы: изготавливались пуговицы, крестики, цепочки, латунные бирки, небольшие предметы церковного обихода25. Основной же задачей медной и оловянишной служб являлось изготовление посуды и столовой утвари. Посуда из меди была очень удобна в использовании, не билась, но нуждалась в постоянном поновлении полуды, мелком ремонте, пайке. Этим занималась котельная палата. В середине XVIII в. мастерские имеют свое клеймо - печатные буквы СМ, которым помечалась оловянная и медная посуда. В конце XIX в. рядом с клеймом иногда ставилась дата.

Монастырские кузнечные мастера обладали самой современной и передовой техникой обработки металлов. Понимая свойства различных материалов, прекрасно владея многими технологическими приемами и умело их применяя, они создавали высокохудожественные и качественные изделия из железа, меди олова. Рассмотрим лишь некоторые технологические приемы, наиболее часто применявшиеся в монастырских мастерских.

1.Техника свободной ковки. Включает в себя различные кузнечные операции: вырубку, вытяжку, обрезку, пробивку отверстий, изгиб, скручивание и многие другие. Благодаря им, изделию придавали требуемую форму26.

2. Кузнечная сварка. Этой операцией соловецкие мастера владели в совершенстве. Топоры, находящиеся в фондах музея, изготовлены методом кузнечной сварки. Заготовку складывали вдвое, оставляя в средней части место для проушины; соприкасающиеся половинки сваривали, при этом между ними вкладывали брусочек высококачественной твердой стали. Такой топор был прочным, твердым, обладал отличными режущими свойствами. Кузнечная сварка применялась при изготовлении многих предметов: жиковин, решеток, навесов, подставов. Кроме кузнечной сварки широко применялись и другие способы соединения металлических деталей: пайка, клепка.

3.Техника просечного железа. Узор дверных жиковин и личин часто напоминает причудливое переплетение ветвей и листьев (кат. 290). На двери из келейного корпуса Анзерского Троицкого скита (СГИАПМЗ. КП 7029) под ажурной личиной сохранилась пластинка слюды с подложенной под нее цветной бумагой.

4. Изделия из цветных металлов изготавливались методом ковки, выколотки, чеканки, с применением пайки и лужения. Оловянную посуду и мелкие медные изделия чаще всего выполняли в технике литья.

Рисунки клейм и орнаментов мастерских Соловецкого монастыря
на изделиях из меди, олова, черного металла

1. Тарелка оловянная (кат. 320)
2. Братина медная (кат. 322)
3. Тарелка медная (кат. 319)
4. Медный ковш (кат. 318)
5. Медный котел (кат. 324)
6. Сверло (кат. 280)
7. Топор (кат. 297)
8. Топор (кат. 296)
9. Топор (кат. 300)
10. Топор (кат. 298)
11. Топор (кат. 284)
12. Топор (кат. 299)
13. Топор (кат. 312)

Готовые изделия обрабатывались с помощью обточки, шлифования, клеймились собственным монастырским клеймом. В коллекции Соловецкого музея выявлено несколько типов клейм на изделиях из черного и цветных металлов: печатные буквы "СМ" или "КСМ", реже "СМК". Иногда над буквами помещали условное изображение небольшого здания типа часовни или узор в виде двух симметричных завитков. Многие изделия украшались насечным геометрическим и растительным орнаментом, декоративными накладками, заклепками, объемными розетками. Орнамент отличался простотой, незатейливостью, вместе с тем он придавал изделию высокие декоративные свойства. Узор наносился с помощью нескольких простых инструментов: кузнечного зубила с прямолинейным и криволинейным лезвием - для получения прямых и скругленных линий и для нанесения контура; пробойников для нанесения точек и различных углублений. Кроме этого пользовались специальными инструментами: пуансонами, чеканами. Сочетая различные инструменты, кузнец создавал художественные композиции из геометрических фигур и простых растительных мотивов.

Клеймо на медной кастрюле, сделанной в Соловецком монастыре в 1894 г.
Собрание ЦАК Соловецкого монастыря

В коллекции Соловецкого музея-заповедника хранятся свыше трех с половиной тысяч изделий из металла. Основу собрания составляют предметы монастырского происхождения. Комплектование началось в 1967 г., когда в музей вернулась часть предметов, вывезенных в 1920 - 1930-е гг. из монастыря. Они были возвращены на Соловки из Музеев Московского Кремля, Государственного Исторического музея, Архангельского областного краеведческого музея. В последующие годы коллекция пополнялась предметами, обнаруженными при обследовании памятников Соловецких островов, при проведении ремонтных, консервационных и археологических работ, во время разборки завалов. Небольшую часть коллекции составляют предметы, вывезенные экспедициями музея из мест, исторически связанных с Соловецким монастырем. Многие годы реставрацией предметов из металла в музее занимался В.А. Шапошник. Им самим или под его руководством отреставрирована значительная часть предметов, в том числе крупногабаритные изделия: створы ворот, пушки, колокола.

Историей кузнечного ремесла Соловецкого монастыря занимались сотрудники музея Ю.М. Критский и А.А. Сошина. В начале восьмидесятых годов ХХ в. ими был выявлен и собран богатый архивный материал.

Краткий обзор истории кузнечного дела и железоделательного промысла Соловецкого монастыря завершим словами историка Н.Н. Виноградова, описывавшего в 1927 г. старинные металлические изделия Соловецкого монастыря в музее СОАОК: "Старый металл, не благородный металл, а самый простой, обыденный, не в статуях и других предметах искусства, не в оружии, а в предметах повседневного быта - эту роскошь имеют только Соловки"27.


1. Бахрушин С.В. Научные труды. Т. 1. М., 1952. С. 30-33; 56-64.
2. Уклад - дельное железо, сварочная сталь. Получали из кричного (сырцового) железа путем прокаливания и науглероживания. Чаще всего поступало в виде брусков.
3. Очерки истории Карелии. Т. 1. Петрозаводск, 1957. С. 87-90; Бахрушин С.В. Научные труды. Т. 1. М., 1952. С. 64-68.
4. Борисов А.М. Хозяйство Соловецкого монастыря и борьба крестьян с северными монастырями в XVI - XVII веках. Петрозаводск, 1966. С. 84-85; Савич А. Соловецкая вотчина XVI - XVII в. Пермь, 1927. С. 93-104.
5. Црен - специальная железная четырехугольная сковорода для выпаривания соли из рассола. Црены изготавливали из плоских пластин (цренных полиц), уложенных внахлест и соединенных заклепками.
6. Полица (цренная полица) - плоская пластина железа, заготовка для изготовления или ремонта црена. Обычно были размером 29-31 х 22,5 х 0,5 см., весом 6 - 7,5 ф.
7. Бахрушин С.В. Научные труды. Т. 1. М., 1952. С. 64.
8. Там же. С. 64-68.
9. Кричное железо, крица - сырцовое железо, получаемое путем выплавки ("варки") в сыродутных печах. Представляла собой рыхлую губчатую массу металла с примесью шлаков. Имела форму лепешки.
10. Бюллетень Северо-Восточного Областного Бюро Краеведения. Вып. 2. Архангельск, 1926. С. 32-33.
11. Бахрушин С.В. Научные труды. Т. 1. М., 1952. С. 68.
12. Критский Ю.М., Кольцова Т.М. Историко-архитектурные памятники поселка Соловки. СГИАПМЗ. Научный архив. Ф. 2. Оп. 1. № 11-22-82. Т. 1.
13. Буров В.А. Итоги археологических исследований в Новобратском корпусе Соловецкого монастыря // Сохраненные святыни Соловецкого монастыря: Материалы и исследования. Вып. XVII. М., 2003. С. 174-192.
14. Там же. С. 182-191.
15. Критский Ю.М. Промыслы и ремесла Северного крестьянства и Соловецкого монастыря XV - XX вв. Приложение к проекту корректировки генерального плана СГИАПМЗ. СГИАПМЗ. Научный архив. Ф. 2. Оп. 1. Д. 434.
16. Там же.
17. Сошина А.А. Тематико-экспозиционный план стационарной выставки "Железоделательный и кузнечный промыслы Соловецкого монастыря XVI - начала XX вв.". СГИАПМЗ. Научный архив. Ф. 2. Оп. 1. Д. 21.
18. Отчет о командировке А.А. Сошиной в ЦГАДА. 20 - 30 октября 1983 г. СГИАПМЗ. Научный архив. Ф. 2. Оп. 1. Д. 226.
19. ГААО. Ф. 105. Оп. 3. Д. 74. Л. 43.
20. Критский Ю.М. Промыслы и ремесла Северного крестьянства и Соловецкого монастыря XV - XX вв. Приложение к проекту корректировки генерального плана СГИАПМЗ. СГИАПМЗ. Научный архив. Ф. 2. Оп. 1. Д. 434.
21. Лобакова И.А. "Устав о монастырском платье" 1553 г. - один из неучтенных источников по истории Соловецкого монастыря времен игуменства Филиппа (Колычева) // Книжные центры Древней Руси. Соловецкий монастырь. СПб., 2001.
22. Навроцкий А.Г. Кузнечное ремесло. М., 1988.
23. Виноградов Н.Н. Старинные металлические изделия Соловецкого монастыря в музее СОАОК // Соловецкие острова. 1926. №7. С. 123-126.
24. К. Гемп. Сказ о Беломорье. М., Архангельск, 2004. С. 52.
25. Буров В.А. Итоги археологических исследований в Новобратском корпусе Соловецкого монастыря // Сохраненные святыни Соловецкого монастыря: Материалы и исследования. Вып. XVII. М., 2003.
26. Колчин Б.А. Техника обработки металла в древней Руси. М., 1953.
27. Виноградов Н.Н. Старинные металлические изделия Соловецкого монастыря в музее СОАОК // Соловецкие острова. 1926, № 7. С. 123-126.

© Государственное музейное
объединение «Художественная
культура Русского Севера», 2006
© Музеи участники выставки, 2006
© Издательство Сканрус, 2006
© Авторы статей
и каталожных описаний, 2006

 

НАСЛЕДИЕ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ В МУЗЕЯХ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ:     
Каталог / Сост. Т.М. Кольцова