Содержание
От составителя
Пояснения к каталогу
Список сокращений
Участники выставки
 
 

Е.В. Волкова

   Е.В. Волкова

   Соловецкий гончарный промысел


До начала XX в. гончарство в России было связано с народным бытом и распространено почти повсеместно. Русский Север сохранял основные технологические приемы изготовления и традиционные формы хозяйственной посуды, выработанные еще в древности. Только на территории Архангельской губернии в начале XX в. было зафиксировано тридцать восемь крупных гончарных центров. Они возникали обычно близ торговых путей, на базе месторождений качественной глины и отличались выверенной технологией работы с местными материалами. Среди наиболее значительных центров гончарного промысла на Севере - Онежский, Мезенский, Каргопольский, Вельский, Пинежский, Архангельский, Красноборский, Андомский, Оятский, Кирилловский, Белозерский, Ерговский, Тотемский, Закуштский, Никольский, Шенкурский, Усть-Кубенский. Некоторые гончарные районы обеспечивали посудой целые губернии. Литература по этому вопросу весьма немногочисленна1. Сотрудниками северных музеев ведется работа по изучению истории местных центров гончарного производства.

Ближайшими к Поморью крупными центрами гончарного промысла были села в устье Северной Двины (Емецк) и р. Онеги (Вонгуда). Гончары из Вонгуды славились по всему Северу, приходили они и на Онежский берег, оказывая влияние на местных мастеров. В этих землях бытовала поговорка: "Не боги горшки обваривали, те же вонгужане". Изделия вонгужан отличаются совершенством пропорций и богатой гравировкой. Особенно хороши монументальные горшки и кубы, в которых проявляется высокое мастерство вонгудских гончаров2. Селения по берегам Белого моря в бывших вотчинах Соловецкого монастыря и прилегающие к Поморью земли были обследованы в ходе историко-этнографических экспедиций Соловецкого музея-заповедника в период с 1970 по 1990 гг. В результате собрана коллекция гончарных изделий, бытовавших в Поморье в конце XIX - первой половине XX в.

По берегам Белого моря не выявлено крупных центров гончарного производства. Насыщенный промысловый год не способствовал развитию ремесел. Поморы много путешествовали и значительную часть необходимых предметов быта приобретали на ярмарках. Часто глиняную утварь доставляли сами производители из гончарных центров Карелии, Архангельска, Каргополья, Онеги, Пинеги, Мезени и др. Привозили посуду по санному пути зимой и по воде на больших широких лодках "чугах". У поморов встречались даже фарфоровые и фаянсовые изделия иностранного производства, которые они привозили из стран Скандинавии. Какую же посуду использовали в Поморье? "Наибольшее распространение имели кринки (по форме напоминающие глубокие чаши на широком основании. - Е.В.). В них парили и хранили молоко, пользовались ими как столовой посудой, ели из них ложками молоко с накрошенным хлебом. Суп, уху ели всей семьей из одной "чашки", которая размером была побольше кринки. Масло сливочное взбивали в "мисах", топили в роговиках, затем сливали в глиняные тазы или кринки, где и хранили. Многие вспоминают горшки, чайники с "накровами" (крышками). У кубов крышек не было, при выпаривании белья в куб вкладывали деревянные палочки, чтобы белье не поднималось"3.

Монах-гончар за работой. 1928 г.
Кадр из фильма "Соловки", 1928 г.
Собрание Российского государственного архива фотодокументов.

По данным экспедиций Соловецкого музея-заповедника, в некоторых поморских деревнях гончарство бытовало как домашнее ремесло или как подсобный промысел. Мастера и целые семьи работали в зимний период по заказу односельчан и жителей ближайших деревень. Известны имена мастеров4, работавших в первой половине XX в. (в основном до организации колхозов), и некоторые приемы их работы. Гончары работали в основном на дому, в нижней или боковой избе, пользовались по преимуществу традиционным ручным кругом, реже применяли ножной круг. Изделия украшали гравировкой, обжигали в домашней печи. Некоторые гончары использовали древний прием мучной обварки, другие работали со свинцовой поливой (прозрачной, коричневой, зеленоватой). В целом изделия были грубоватыми, часто деформированными, "кустарными" и уступали керамике Соловецкого монастыря по своему качеству и декору.

Маловероятно, что поморская керамика могла повлиять на развитие Соловецкого гончарного завода, поскольку уровень развития гончарства в Поморье5 был весьма низким. Поморское влияние отчасти сказывалось на формировании ассортимента продукции, благодаря общности бытовых традиций. В монастырь приходили крестьяне со всего Севера и приносили с собой знания и умения передовых ремесленных центров. Интересно, что в 1880-е гг. в гончарной мастерской работал иеродиакон Кирилл, в миру Константин Васильевич Полежаев, из крестьян Вельского уезда, подвизавшийся в монастыре с 1864 г.6. В Верховажской волости этого уезда, в д. Сомово и в окружающих деревнях, "все от мала до велика, мужчины и женщины, занимались гончарным промыслом"7. Признанными мастерами были Полежаевы. Традиционный северный промысел с архаичной технологией и ассортиментом продукции начинает подниматься с 1855 г., благодаря усвоению опыта известного подмосковного гончарного центра. "Работник солдат Федор Иванович Полежаев, доходивший до Москвы, вернулся домой и обсказал своим братьям и деду В.А. Полежаеву об изготовлении в местечке Гжель посуды. Краску для поливы составляли главным образом свинцовую. Составление смесей порошков - это "китайская тайна" Сомова"8. Выводы из этих сопоставлений делать рано. Однако в качестве гипотезы можно высказать предположение о возможной связи Соловецкого гончарного завода с сомовским гончарным промыслом, который возглавляла семья Полежаевых.

Гончарный завод Соловецкого монастыря
Первая половина XIX в.
Фото Е.В. Волковой, 2006

История гончарного производства на Соловках отчетливо прослеживается только со второй половины ХIX в.9. О гончарной керамике, бытовавшей на Соловках в предшествующий период, известно мало. Специальных архивных изысканий по этой теме не проводилось. В описях Соловецкого монастыря XVI в.10, в описаниях Трапезной и Келарской палат11 гончарная посуда обычно не упоминается, возможно, как малоценная. Вероятно, керамика, имеющая свойство биться, оказывалась непрактичной в качестве столовой посуды для трапезы большого общежительного монастыря. Хозяйственная посуда из глины также не могла сравниться с достаточно прочными медными котлами, способными вмещать в себя по тридцать ведер и более. На Соловках предпочитали использовать деревянную, медную и оловянную посуду. Однако гончарная посуда существовала в монастыре, о чем свидетельствуют находки археологов. Коллекция, собранная благодаря усилиям археолога В.А. Бурова, регулярно пополняется фрагментами керамики XVI - XX вв. и, несомненно, станет существенным подспорьем для будущих исследователей12. Часть керамики, найденной на Соловках, принципиально отличается от известных нам изделий гончарного завода Соловецкого монастыря или изделий Соловецкого лагеря особого назначения. Черепки имеют иную по составу массу и, соответственно, иную технологию формообразования. Визуальное изучение фрагментов позволяет констатировать наличие дресвы в формовочной массе и жгутовую лепку сосудов. Достаточно большое количество черепков относится к черной или серой керамике, соответствующей технологии чернения и обварки. Была ли эта посуда привозной или производилась на Соловках в период, предшествующий деятельности гончарного завода, пока сказать трудно. Известно, что в 1860-е гг. гончарная посуда закупалась в Архангельске13. В конце XIX - начале XX в. продукция монастырского гончарного завода славилась по всему Северу. Ангелина Максимовна Тихонова, 1902 г. р., жительница г. Кемь, побывала в Соловецком монастыре несколько раз и вспоминает: "...в монастыре продавали чашки, горшки, которые были нарасхват". О гончарном заводе писали П.Ф. Федоров, В.И. Немирович-Данченко, К.П. Гемп14. На плане 1880 г. он обозначен как "завод к выделыванию глиняной посуды", на карте 1908 г. на том же месте показана гончарная мастерская15. По воспоминаниям современников, гончарным производством в Соловецком монастыре постоянно было занято от 4 до 5 человек. Мастерская работала в полную силу с октября по апрель. А летом, по данным П.Ф. Федорова, работал один монах. Изделия соловецкого гончарного завода производились как для собственных нужд монастыря, так и для сбыта паломникам. В лавке у Святых ворот продавалось около двадцати пяти тысяч штук гончарной посуды, ежегодно на 200 - 250 руб. "Все изделия немного лучше, чем у крестьян на Архангельском рынке"16.

Здание, связанное с гончарным производством, сохранилось до нашего времени и было изучено архитекторами-реставраторами и археологами17. Постройка располагается недалеко от монастыря, на берегу Святого озера, по дороге на Муксалму, и относится к первой половине XIX в. Она датируется по аналогии с другими хозяйственными постройками. Для уточнения даты возникновения гончарного завода необходимы архивные изыскания. По воспоминаниям монахов, работавших на гончарном заводе в период СЛОН, "соловецкий завод существует более 65 лет"18. Первоначально здание представляло собой типичную для Соловков хозяйственную постройку на валунном основании с кирпичными столбами и бревенчатым заполнением прясел между ними. Здание перестраивалось и в 1880-е гг. стало наполовину каменным. Каменная и деревянная части строения сообщались между собой через деревянные сени, имевшие выход на север, к дороге, и на юг, к берегу озера. Деревянная восточная часть была со временем разобрана. Судя по данным археологических исследований, монастырское здание было на тринадцать метров длиннее, чем современное. Археологами обнаружены остатки печей, колодец, сообщавшийся со Святым озером, и прямоугольная яма, забранная досками у внешней стены19.

Ограда с керамическими навершиями на о. Муксалма.
Фрагмент фотографии "Группа участников передачи
пленного колокола с трудниками и братией"
Фото И.Ю. Соберга, 1912
Собрание АОКМ

Монастырский (до 1920 г.), совхозный (1920 - 1922 гг.) и лагерный (1923 - 1939 гг.) периоды истории завода были тесно взаимосвязаны. В советское время монастырское наследие не развивалось, а нещадно эксплуатировалось и потому деградировало (здание, оборудование, инструмент, специалисты, технология, формы…) Происходило это постепенно. Первые годы завод поддерживался исключительно опытом двух старых мастеров-монахов, проработавших на гончарном заводе около двух десятков лет. На основании сопоставления послужных списков Соловецкого монастыря за 1903 г. и 1929 г. мы можем предположительно назвать монашеское имя одного из них - Стефан, в миру - Сергей Иванов Стыров, подвизавшийся в монастыре с 1895 г. Техника на заводе использовалась старая. Ассортимент изделий почти не изменился. Поэтому невозможно четко разделить ассортимент изделий и технологию этих периодов, хотя необходимо говорить о характерной для них специфике. Предприятие имело рабочий зал, где приготавливалась глиняная масса и глазури, формовочное отделение и небольшое жилое помещение, ставшее впоследствии конторой завода20. В мастерской был устроен водопровод с ручным пневматическим насосом и три печи: для приготовления глины, для сушки изделий и собственно для обжига продукции. Расположение основных помещений и само оборудование завода аналогично другим гончарным центрам этого времени.

Горшечная мастерская Соловецкого монастыря в основном изготавливала столовую посуду и хозяйственную утварь. Жители деревни Пушлахта рассказывали: "С Соловков возили глиняную посуду: крынки, латки, масленики, тазики"21. Изготавливали также горшки, миски, блюда, тарелки, плошки, кружки, солонки, чашки, чайники, сахарницы, банки, цветочные горшки и т.п. Гончарный завод выпускал декоративные тарелки с грубоватым изображением Соловецкого монастыря, навершия для столбиков монастырской ограды, электрические изоляторы (ролики), воздуховоды и кибасы для рыболовных сетей. Характеристика изделий дается на основании анализа коллекции керамики Соловецкого музея-заповедника, который располагает самым представительным собранием изделий соловецкого гончарного завода, датируемых концом XIX - первой третью XX в. Основа коллекции была сформирована благодаря экспедиционным сборам сотрудников музея в 1970 - 1990-е гг. в Поморье. О некоторых предметах известно со слов сдатчиков, что они привезены богомольцами из Соловецкого монастыря22. Часть предметов обнаружена в ходе археологических раскопок или передана в музей местными жителями, несколько вещей поступило из музея Соловецкой средней школы. Коллекция керамики Соловецкого музея-заповедника насчитывает сто семь изделий, относимых специалистами к производству Соловецкого гончарного завода, в том числе тринадцать изделий с клеймом Соловецкого монастыря. Значительная часть изделий имеет традиционные для народной посуды формы, в которых ощущается неразрывная связь Соловков с крестьянством Русского Севера и Поморья23. Быть может, самым массовым и типичным соловецким изделием была простая цилиндрическая кружка. Она впечатляет своей строгостью и мужественностью. Выделяются в коллекции соловецких изделий чаши. Своей классической формой и строгим декором они напоминают церковную утварь. Особая часть коллекции - это столовая посуда, которую, возможно, изготавливали специально для паломников. Чайные приборы имеют несколько приплюснутую, приземистую форму, вместе с тем они изящны и миниатюрны, удобны для перевозки. По сравнению с обычной крестьянской посудой в них есть нечто праздничное. Толщина черепка в некоторых случаях составляет 1,5-3 мм. В целом изделия гончарной мастерской Соловецкого монастыря отличались уравновешенной формой, имели обычно равномерные стенки, проточенное донышко, замки для крышек, то есть были качественными, функционально продуманными, удобными в употреблении. Технология производства на Соловецком гончарном заводе была достаточно современной и хорошо отработанной в сравнении с кустарным производством поморских деревень. Рассмотрим последовательно ее основные этапы. Соловецкая глина хороша для кирпичного производства, для гончарного же дела она нуждается в тщательной и трудоемкой обработке. Все соловецкие глины относятся к очень молодой геологической формации и содержат около 27% обломков неразложившихся пород. Они являются продуктом разложения гранито-гнейсов, состоящих из кварца, слюды и полевого шпата. Обычно соловецкие глины залегают на глубине 70-80 см., пласты имеют мощность от 35 до 150 см. Водопоглощаемость соловецких глин достаточно высокая: от 10 до 45 % . Выделяются 4 основных вида глин:
- Зеленая (иолдиевая)
- Желто-бурая (сланцеватая, моренная)
- Синевато-серая
- Серовато-бурая

Ограда с керамическими навершиями вокруг
Царской колокольни Соловецкого монастыря

Фото Я.И. Лейцингера, 1895.
Собрание АОКМ

В районе Кирпичного завода зафиксировано 8 глиняных карьеров. Для гончарного дела чаще использовали серую с синевой глину, часть которой добывали у Собачьего озера24. Сейчас глину в небольших количествах берут на берегу моря и в карьере у Филипповой пустыни.

Добывали глину осенью. "Работы эти чрезвычайно тяжелые, ибо приходится делать искусственные каналы и рвы для отвода и стока вод; иначе глина представляет из себя на глубине жидкую грязь… Часто приходится работать по пояс в воде, причем неоднократно обваливаются края этих искусственных каналов и работу приходится начинать сызнова"25. В период СЛОН глину добывали также и зимой. Добытую глину выкладывали грядами для вымораживания и выветривания. Она разрыхлялась, улучшались ее технологические свойства. Приготовление массы осложнялось низким качеством глины на Соловках, ее высокой загрязненностью. Соловецкий монастырь часть глины привозил из своего карьера в Летней Золотице26. В лагерный период также использовали глину с материка. Заведующий гончарным заводом признавался: "Глина здесь не жирная и трудно подвергается обработке. Чтобы улучшить качество производства, приходится привозить и подмешивать к нашему материалу 25 процентов глины из Кеми. Кроме того, глину приходится отмачивать, процеживать и вообще проделывать довольно сложную процедуру"27. Глину "разминали в особых чанах", затем прибавлялась вода, и глина протиралась через железное решето для очистки от посторонних примесей. Процеженная глина ставилась на печку и при умеренном нагревании сгущалась. После этого она проминалась ногами и формовалась в цилиндры, которые дополнительно разминались непосредственно перед работой на гончарном круге. В период СЛОН перерабатывалось около ста пятидесяти пудов глины в месяц28.

Соловецкий завод имел четыре ножных гончарных круга, объединенных за одним верстаком. Форму вытягивали из одного куска глины. После того как посуда приобретала "кожетвердое состояние", занимались ее декором, "протачивали" донышко, дополняли лепными деталями. Для украшения посуды использовался прием простой гравировки, чаще всего в виде прямой четкой линии или сочетания линий. Штампиком наносился рельефный декор в виде горошин. Некоторые изделия дополнялись своеобразными лепными деталями. Например, навершие крышки чайника или сахарницы украшалось лепной миниатюрной птичкой. Ручки сосудов изготавливались из перевитых жгутов или из треугольных глиняных пластов, свернутых в трубочку наподобие почки. На гончарном заводе использовались алебастровые формы29. В 1923 г. на заводе было шестьдесят восемь форм для тарелок и блюд30. Сформованные изделия устанавливались на полки, затем просушивались в специальной печи и поступали на обжиг, в горн. "Соловецкая обжигательная печь имеет печное пространство в 2 аршина длины, 2 аршина ширины и 2 1/4 аршина в вышину до уступов. Выше уступов она постепенно суживается для увеличения тяги. Ход печи находится от топки на высоте 18 дм и имеет 25 прорезов. В печи два окошечка для нагрузки и наблюдения и наблюдательная труба. В печное пространство помещается от 2000 до 4500 предметов в зависимости от их размеров и формы. Изделия в печь кладутся в особых судницах (сразу 48 штук) цилиндрической формы31, вышиною 10 дм и диаметром 12 дм. Весь обжиг производится в два приема. Первый в течение 10-12 часов для удаления воды, второй после нанесения на поверхность изделий глазури - в течение суток, при чем достигается белое каление. Печка требует 1/2 к. сухих дров"32. На Соловецком гончарном заводе после первого обжига изделия обычно покрывали глазурью. Наиболее характерными можно считать прозрачную, коричневую и темно-коричневую поливу с фиолетовым отливом, безукоризненного качества. Иногда мастера использовали сочетание глазурей33. Для соловецкой керамики характерен прием "насыпки", т.е. нанесения на основной фон черепка марганца, медной окалины и других красящих веществ, которые после обжига расплываются живописными пятнами, штрихами, волнами контрастного цвета34. Этот прием часто использовался в народном гончарстве Русского Севера.

Рисунки клейм на гончарных изделиях
Соловецкого монастыря

Глазурь на заводе готовили сами. Куски свинца расплавляли в чугунном котле при постоянном помешивании. Остывшая затвердевшая масса размельчалась, просеивалась через сито, соединялась с песком и еще раз перемалывалась на каменных жерновах. Для окрашивания поливы в нее добавляли окись марганца, реже ? другие красители. Полученный порошок разводили водой и поливали этим раствором изделия внутри и снаружи, после чего продукция поступала опять в горн на второй, окончательный обжиг. В целом технология производства гончарной мастерской Соловецкого монастыря и ее оборудование были достаточно передовыми для своего времени. Для Русского Севера до ХХ в. была характерна архаичная технология лепки на ручном гончарном круге. В соловецкой мастерской работали на ножном круге, вытягивая форму из одного куска. Это отличие связано не только со станками и приемами работы на них, но и со всем предшествующим процессом подготовки глиняного теста. Приготовление гончарной массы осложнялось низким качеством глины на Соловках. В монастырской мастерской развивалась и работа с алебастровыми формами, которая в XX в. получила преимущественное распространение в керамике и почти вытеснила собственно гончарное дело. Технология производства на гончарном заводе была отработана и тщательно соблюдалась. Гончарные изделия Соловецкого монастыря отличались добротным качеством и помечались ответственным монастырским клеймом "С.М." или "СОЛ. МОН.". Продукцию периода СЛОН затруднительно выделить из общей группы изделий Соловецкого гончарного завода, поскольку уклад мастерской трансформировался постепенно. Ассортимент изделий почти не изменился35. В период лагеря появились пепельницы, миски стали именоваться "порционками", расширился ассортимент технических изделий. Лагерная гончарная мастерская пытается оформить новый образ Соловков. В коллекции керамики и археологии Соловецкого музея-заповедника хранится несколько изделий "новой формации": лепной бюст красноармейца, покрытый зеленой глазурью; чернильный набор, украшенный отформованными пластинами с рельефным изображением соловецких башенок; фрагмент сосуда бочкообразной формы с надписью "Солов…" и изображением якоря; фрагменты кружек с неловкими лепными буквами из жгутов, изображающими слово "СОЛОВКИ" и др. Изделия выполнены небрежно, торопливо и неумело и действительно являются своеобразными памятниками "Новых Соловков"36. В 1925 г. предполагалось расширить и обновить технологическую базу завода, увеличить масштабы производства, расширить ассортимент продукции для нужд лагеря и производить продукцию на вывоз. Однако гончарный завод оказался на периферии глобальных промышленных проектов середины 20-х годов на Соловках, планы реконструкции завода так и не осуществились. Во всех публикациях вплоть до 1930 г. говорится об обветшавшем оборудовании, "отчасти пришедшем в полную негодность"37. Несмотря на это, плановое задание, спускаемое сверху, с каждым годом возрастало и в 1926 - 1927 гг. составило двести пятьдесят тысяч изделий. В докладе о деятельности Управления Соловецкими лагерями особого назначения ОГПУ за 1926 - 1927 оперативный год говорится: "При существовавшем оборудовании выполнить это задание технически невозможно"38. Увеличивается штат рабочих. На заводе, согласно данным 1928 г., работает 14-18 человек39. Среди них преобладают неумелые и неопытные работники, тогда как гончарное дело требует особого обучения и опыта. На заводе пытаются изменить "методы производства". Проблема решается за счет активного использования алебастровых форм и переориентации на массовую техническую продукцию. Выпускаются изоляторы нескольких сортов, розетки, ролики, стаканы телефонные, валики для обмотки и т.п. В 1926 - 1927 г. было изготовлено 35665 изделий , 25000 из них - ролики и изоляторы40. В 1927 г. на заводе был построен пресс для штамповки изоляторов41. По статистическим данным 1929 г., за один четвертый квартал было выпущено свыше 30000 различных изделий, тогда как за весь год - 76000 изделий. "Достижения эти получены путем рационализации обжига в горне и напряженного труда рабочих"42. У стен гончарного завода встречаются не пропекшиеся под глазурью черепки изделий, что свидетельствует о технологии однократного обжига, который, предположительно, могли практиковать в период лагеря. Заведующий мастерской был вынужден признаться: "Раньше, когда еще был монастырь, завод выпускал только посуду и очень плохую. Теперь, как видите, наше производство разносторонне и качества его (прочность, изящество и т.д.) значительно лучше, несмотря на то, что соловецкая глина никуда не годна. Особенно плохо дело обстоит с посудой: глина пропускает влагу, и тут очень трудно чем-нибудь помочь"43. Таким образом, по косвенному признанию заведующего заводом, к 1930 г. качество посуды существенно снизилось и стало некондиционным. Налицо яркие проявления советской системы - "туфты"44. Цифры 1929 г. оказались, судя по всему, последней бравадой безнадежно больного предприятия. По данным оперативного (внутреннего, секретного) отчета 1927 г., себестоимость гончарной продукции составила 3911 руб. 73 коп., а отпускная цена - 1899 руб. 10 коп.45. В связи с созданием ГУЛАГа производственная активность на Соловках начинает затухать. Соловецкий лагерь становится одним из рядовых исправительно-трудовых лагерей, начинается вывоз рабочей силы на материк, многие соловецкие производства закрываются как нерентабельные. В ноябре 1930 г. на общем собрании Соловецкого коллектива ВКП (б) было принято решение: "Гончарный завод подлежит ликвидации"46. В отчетах последующих лет он уже не упоминается.

Гончарное производство никогда не играло существенной роли в соловецком хозяйстве. Горшечная мастерская - одно из множества других небольших вспомогательных производств, ориентированных на внутренние потребности соловецкого "общежития" и отчасти на спрос паломников. Тем более интересны Соловки в этом "малом", скромном формате. Как показывает изучение особенностей технологии, производство было трудоемким из-за низкого качества глин и предполагало существенные затраты топлива. В монастыре старались все, что возможно, производить своим трудом. Гончарная мастерская давала монастырю небольшой, но стабильный доход, который пунктуально учитывался в монастырских финансовых отчетах. Доход от гончарных изделий, по данным приходно-расходной книги Соловецкого монастыря, за июль 1916 г. составил 35 рублей47. Очевидно, существование мастерской объяснялось не столько экономической целесообразностью, сколько общим трудовым строем жизни монастыря. Труд для угодников Божьих понимался в Соловецком монастыре как наиболее верное и доступное каждому средство спасения души. В Соловецком патерике говорится: "…труды, непроизвольные и не всегда приятные, приучают дух к смиренномудрию, покорности и терпению"48. На одном из изделий монастырской мастерской неизвестный мастер сделал красноречивую надпись, через которую нам раскрывается духовный опыт гончарного послушания: "Будь послушен Богу как глина горшечнику"49.


1.Благовещенский И.И., Гарязин А.Л. Кустарная промышленность в Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1895; Федоров И.В. Описание кустарных промыслов Новгородской губернии. 1910 г.; Соколов А. Гончарное производство // Кустарная промышленность России. Т. 1. СПб., 1913; Маслова Г.С. Старинная одежда и гончарное производство Каргопольщины // КСИЭ АН СССР, 1949. Вып. VI; Пименов В.В. Бытовая и художественная керамика вепсов // Русское искусство Севера. Л., 1968; Богуславская И.Я. Северные сокровища. Архангельск, 1980; Гончарные промыслы Ленинградской области // Промыслы и ремесла народов СССР. Л., 1986; Тимофеева А.А. Керамика Александра Павловича Левашова: Буклет. Вологда, 1991; Лопатенко Н.М. Традиционная керамика Ерги. Вологда, 1993; Петрова Л.Л. Ремесла и промыслы крестьян Кирилловского уезда // Кириллов: Историко-краеведческий альманах. Вып. I. Вологда, 1994; Клыков С.С. Исследование развития гончарства на Русском Севере. Архангельск, 1999 (рукопись); Каталог народной керамики Кирилловского района Вологодской области. М., 2002; Гончары России. Каталог выставки. Вологда, 2003.
2. Дневники, отчеты экспедиций 1970 - 1980-е гг. СГИАПМЗ. Научный архив. Ф. 2. Оп. 1. Д. 69, 78, 119, 167.
3. Дневник экспедиции по гончарству на Лямецкий и Летний берег. 1981 г. СГИАПМЗ. Научный архив. Ф. 2. Оп. 1. Д. 144.
4. В Пурнеме гончарили Родионов Гавриил Иванович, Родионов Илья Львович, Кузьмин Дмитрий Арсентьевич. В д. Кянда - братья Ивановы. В д. Тамице - горшечник Андрей (Кабиков), в д. Нименьга - семья Семена Манзирева, в д. Сюзьма и Ненокса - Михаил Дмитриевич Скребцов, в д. Пушлахта - Агафонов Прокопий Родионович (СГИАПМЗ. Научный архив. Ф. 2. Оп. 1. Д. 72, 78, 80, 119, 141, 144, 168).
5. Поморье в данном случае понимается как территория по берегам Белого моря.
6. Послужные списки Соловецкого монастыря за 1886 г. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 874. (Автор благодарит Т.М. Кольцову, поделившуюся своими материалами о гончарном промысле).
7. Клыков С.С. Гончарство на Севере России // Гончары России. Вологда, 2003. С. 41.
8. Кряклин Н.Е. Верховажская волость. 1930.
9. Ни в Соловецких летописцах XVIII - первой половины XIX в., ни даже в самом подробном и основательном описании Соловецкого монастыря архимандрита Досифея, изданном в 1836 г., гончарный завод не упоминается.
10. Описи Соловецкого монастыря XVI в.: Комментированное изд., СПб., 2003.
11. Однодворцева А.К. Организация интерьеров Успенской церкви, Трапезной и Келарской палат бывшего Соловецкого монастыря конца XVI - начала XVIII вв. Соловки, 1974. СГИАПМЗ. Научный архив. Ф. 2. Оп. 1. Д. 384. Л. 184.
12. СГИАПМЗ. Научный архив. Ф. 2. Оп. 1. Д. 108, 111, 113, 114, 116, 117; Ф. 2. Оп. 2. Д. 35, 36, 37, 51-1, 51-2; Буров В.А. Отчеты об археологических экспедициях Института археологии РАН, СГИАПМЗ за 1997 - 2003 гг.
13. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Ч. II. Д. 5559. Л. 22; РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3191. Л. 10.
14. Немирович-Данченко В.Н. Наши монастыри. М., 2000.; Федоров П.Ф. Соловки. Архангельск, 2003; Гемп К.П. Сказ о Беломорье. Архангельск, 2004.
15. Федоров П.Ф. Соловки. Кронштадт, 1889 г. Приложение: План Соловецкого ставропигиального первоклассного монастыря; СГИАПМЗ. КП 2006. Специальный план островов, принадлежащих Соловецкому монастырю. 1908 г.
16. Федоров П.Ф. Соловки. Архангельск, 2003. С. 23
17. Памятники деревянного зодчества Соловецких островов: Комплексные научные изыскания, проводимые НИПМ В/о "Союзреставрация", М., 1985. СГИАПМЗ. Научный архив. Ф. 1. Оп. 1. Д. 615; Эскизный проект реставрации. Проектно-производственный кооператив "Палата", о. Соловки, 1990 г. СГИАПМЗ. Научный архив. Ф. 1. Оп. 1. Д. 618, 619; Сарай завода глиняной посуды. Предварительные работы. Архангельск, 2004. СГИАПМЗ. Научный архив. Ф. 1. Оп. 2. Д. 14.
18. Простосердов Н. Технология соловецких производств. Гончарное производство // Соловецкие острова. 1925. № 7. С. 52.
19. Эскизный проект реставрации. Проектно-производственный кооператив "Палата", о. Соловки, 1990. СГИАПМЗ. Научный архив. Ф. 1. Оп. 1. Д. 618, 619.
20. ГААО. Ф. 105. Оп. 2. Д. 97. Л. 117.
21. Дневник экспедиции в Пушлахту. 1985 г. СГИАПМЗ. Научный архив. Ф. 2. Оп. 1. Д. 179.
22. Сведения из научных паспортов фонда керамики СГИАПМЗ: кружка (кат. 418) была привезена в 1912 г из Соловецкого монастыря жительницей д. Кянда Онежского района Архангельской губернии Калистратовой Анастасией Никаноровной (1883 г.р.). Кружка (кат. 419) была привезена жительницей с. Шуерецкое Лежевой Евдокией Ивановной 1905 г.р. и ее родителями из поездки в Соловецкий монастырь, совершенной ими до 1920 г. Блюдо (кат. 395) передано в дар жительницей д. Пушлахта Шапкиной Александрой Григорьевной; привезено из Соловецкого монастыря ее родственником, работавшим на Соловках печником. Латка (кат. 414) привезена из Соловецкого монастыря примерно в 1911 г. Зотовой Ольгой Макаровной, жительницей г. Онеги.
23. Это любимые на Севере глубокие тарелки (кат. 394), миски (кат. 399), блюда (кат. 395), латки (кат. 414).
24. Исследования соловецких глин производились в период СЛОН химической лабораторией Соловецкого общества краеведения. Подробную информацию о соловецких глинах можно почерпнуть из следующих публикаций: Гинесин Я. Лагерная жизнь на Кирпичном и гончарном заводе // Соловецкие острова. 1924. № 8; Простосердов Н. Очерки по технологии соловецких производств. Группа производств по обработке ископаемых. Глина, ее происхождение и свойства // Соловецкие острова. 1925. № 6; Иванов В. Полезные ископаемые Соловецкого острова // Соловецкие острова. 1926. № 2-3. С. 154.
25. Гинесин Я. Лагерная жизнь на Кирпичном и гончарном заводе // Соловецкие острова. 1924. № 8. С. 19.
26. "Близ Летней Золотицы когда-то был карьер Соловецкого монастыря. Соловецкая посуда из глины этого карьера славилась тонкостью стенки, красотой форм, тщательностью отделки, рельефными украшениями, глубоким коричневым тоном и великолепным обжигом. Тонкий черепок звенел как хрусталь, и на изломе искрился", ? писала исследователь Севера К.П. Гемп (Сказ о Беломорье. М., Архангельск, 2004. С. 57.)
27. Льдов П. Соловецкие кирпичики // Соловецкие острова. 1930. № 1. С. 60.
28. Гинесин Я. На кирпичном и гончарном заводах // Соловецкие острова. 1924. № 8; Простосердов Н. Технология соловецких производств. Гончарное производство // Соловецкие острова. 1925. № 7. С. 51.
29. Примером такого изделия может быть декоративная тарелка с изображением Соловецкого монастыря (кат. 393) и тарелка с надписью "Хлеб наш насущный даждь нам днесь" (кат. 390; СГИАПМЗ. К-379). Некоторые чаши также изготавливались с использованием форм (кат. 398).
30. Документы по передаче бывшего совхоза "Соловки" Управлению северными лагерями ГПУ. Приемно-сдаточная ведомость инвентаря и оборудования гончарного завода. ГААО. Ф. Р. 105. Оп. 2. Д. 97. Л. 168.
31. ВОКМ. 3431/7. "Судница" - сосуд из глины цилиндрической формы, с шестью вертикальными рядами отверстий, по четыре в каждом ряду, в них вставляются глиняные же колышки, на которые одевают приготовленную посуду и ставят в горн для обжига. 4 февраля 1924 г. приобретена у В.А. Полежаева, гончара из дер. Сомово Успенской волости Вельского уезда (Верховажский район).
32. Простосердов Н. Технология соловецких производств. Гончарное производство // Соловецкие острова. 1925. № 7. С. 51.
33. На основании изучения соловецкой археологической коллекции можно выделить еще несколько видов глазури: прозрачная, светло-коричневая, ярко-коричневая (с красноватым отливом), темно-коричневая (с фиолетовым отливом), горчичная, зеленая, зеленовато-желтая (салатная). Использовались самые разнообразные сочетания глазурей: мурава с марганцем или тепло-коричневой глазурью, красно-коричневая глазурь с темно-коричневой, рыжевато-коричневая с зеленой, светло-коричневая с зеленой и оранжево-коричневой. Названные виды глазури относятся к керамике, бытовавшей на Соловках в XIX - XX вв.
34. Тарелка (кат. 394), миска (кат. 399), блюдо (СГИАПМЗ. К-374), чаша (кат. 397).
35. Гончарный завод в период СЛОН выпускал кружки, тарелки, блюда, чайники, аптечную посуду, миски, молочники, сахарницы, солонки, кринки, горшки для варки пищи и для теста, лейки, кибасы, чернильные наборы и др.
36. СГИАПМЗ. КП-210; СГИАПМЗ. КП-7322-1; СГИАПМЗ. К-35; СГИАПМЗ. НВ 3702/11; археологические находки В.А. Бурова (САЭ-2005 г., Р-4. Настоят., пл.18, кв.93).
37. Льдов П. Соловецкие кирпичики // Соловецкие острова. 1930. № 1. С. 60.
38. Оперативный отчет 1926 - 1927 гг. ЦГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 2818. Л. 130.
39. Таблица, характеризующая предприятия, объединенные эксплуатационно-промышленным подотделом УСЛОН ОГПУ. ГАОПДФ. Ф. 5715. Оп. 1. Д. 10. Л. 367-367 а. (Все материалы ГАОПДФ, использованные в статье, выявлены А.Я. Шубиным).
40. Оперативный отчет 1926 - 1927 гг. ЦГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 2818. Л. 130.
41. Там же. В отчете говорится об "усилении оборудования". Однако все остальное перечисленное в отчете оборудование присутствует в описи имущества мастерской 1923 г. Вероятно, оно было просто восстановлено или отремонтировано.
42. Льдов П. Соловецкие кирпичики // Соловецкие острова. 1930. № 1. С. 60.
43. Там же.
44. " …с самым серьезным видом работающего изо всей мочи что-то делать, но не по-настоящему, а кое-как, чтобы оно держалось еле-еле, для видимости, - вот что значит "зарядить туфту", ? из воспоминаний М. Никонова (Ю. Бродский. Соловки: Двадцать лет особого назначения. М., 2002. С. 175).
45. Оперативный отчет 1926 - 1927 гг. ЦГАРФ. Ф. 9414. Оп. 1. Д. 2818. Л. 131.
46. Доклад ответственного секретаря Соловецкого коллектива ВКП(б) о работе с 1 апреля по 15 ноября 1930 г. ГАОПДФ. Ф. 5715. Оп. 1. Д. 14. Л. 4-11.
47. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 5622. Л. 183 об., 184 об., 185.
48. Соловецкий патерик. М., 1991. С. 5.
49. Кувшин (кат. 387).

© Государственное музейное
объединение «Художественная
культура Русского Севера», 2006
© Музеи участники выставки, 2006
© Издательство Сканрус, 2006
© Авторы статей
и каталожных описаний, 2006

 

НАСЛЕДИЕ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ В МУЗЕЯХ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ:     
Каталог / Сост. Т.М. Кольцова