Содержание
От составителя
Пояснения к каталогу
Список сокращений
Участники выставки
 
 

Т.М. Кольцова

   Т.М. Кольцова

   Иконописная палата Соловецкого монастыря в ХIХ - начале ХХ в.


Здание иконописной палаты построено в Соловецком монастыре в 1615 г. К этому времени в ней выполнялся большой объем работ: создавались новые иконостасы, производился ремонт икон в церквах монастыря и вотчинных земель. Первоначальное обучение художники проходили в монастырской иконописной школе. В начале ХVIII в. надзирателем иконописной палаты Соловецкого монастыря был Иван Чалков, родоначальник известной поморской династии иконописцев. Он наставлял многих молодых мастеров, воспитывавшихся в монастыре. Неудивительно, что три его сына пошли по стезе отца. В 1734 г. надзирателем становится Сава Никифоров, сменивший Ивана Чалкова. Многие северные, прежде всего поморские иконописцы прошли обучение в иконописной палате на Соловках.

Если XVII - XVIII вв. с полным основанием можно назвать периодом расцвета иконописания на Русском Севере, то начало XIX в. было отмечено резким сокращением строительства храмов и уменьшением числа иконописных заказов. Единственной школой, где и в это время можно было получить иконописные навыки, оставалась школа Соловецкого монастыря. Вот как охарактеризована она в одном из документов Соловецкого монастыря: "Иконописная школа основана в 1880 году1 главным образом для производства иконописного дела, которое требуется для обители в некоторых размерах, как для своего употребления, так и для выполнения заказов посторонних, и как с этим делом тесно связано обучение живописи и рисованию, то это заведение и получило с 1880 года настоящий свой школьный вид, где под руководством нанимаемых художников занимаются живописью и рисованием способные к тому молодые люди из монастырской братии и проживающих не по одному году богомольцев. Занятия в школе продолжаются целый день с 6 часов утра до 7 вечера и не прерываются ни зимой ни летом. При дневном свете ученики обыкновенно пишут иконы и рисуют с оригиналов, вечером при ламповом освещении рисуют с бюстов. В настоящее время в школе состоит 24 ученика, большею частию из богомольцев, учитель - житель г. Архангельска, классный художник Александр Васильев Вьюшин"2.

Приезжали на Соловки и преподаватели живописи из Санкт-Петербурга. К примеру, в 1896 г. художнику Владимиру Богданову за обучение рисовальному и живописному искусству учеников и за производство других работ в монастырской живописной школе платили по 100 рублей в месяц3.

Иконописная палата Соловецкого монастыря.
Фото Я.И. Лейцингера, 1888.
Собрание АОКМ

Известный северный живописец А. А. Борисов (1866 - 1934) обучался иконописи на Соловках, куда был принят трудником в детском возрасте. Он неоднократно возвращался на Соловецкие острова будучи зрелым художником.

Онежский иконописец Иван Завьялов обучался иконной живописи в Соловецком монастыре, где некоторое время был послушником. Он сам писал об этом времени так: "Был семнадцатилетним свезен в Соловецкую живописную школу, где и пробыл один год"4.

Сохранились фотографии конца ХIХ в., дающие представление об интерьере иконописной школы Соловецкого монастыря. На них видны рисунки, гипсовые античные слепки, иконы, созданные учащимися5.

Иконописная палата Соловецкого монастыря.
Фото Я.И. Лейцингера, 1895.
Собрание АОКМ

В конце ХIХ в., путешествуя по Северу России, Соловки посетил известный русский художник В.В. Верещагин. Он весьма критично отозвался не только о жизни и быте монастыря, но и о монастырской иконописной школе: "Рисуют иконы без подготовки, без знания рисунка, старательно выписывают и вылизывают, копируя с самых плохих оригиналов, под руководством молодого, глухого келейника…"6.

Известно, что иконописная школа не только обеспечивала монастырские нужды в иконах, но и выполняла заказы поморских церквей на создание целых иконостасов. Так, в 1860-х гг. в Никольской деревянной церкви деревни Варзуга "прежние иконостасы заменены новыми, с поновлением старых и написанием новых икон, работанными в Соловецком монастыре"7.

В 1900 г. старостой иконописной мастерской Соловецкого монастыря был иеромонах Флавиан. Под его наблюдением выполнялись иконы иконостаса и стенная живопись в церкви Архангельского подворья Соловецкого монастыря8.

В 1902 г. Архангельское епархиальное начальство выразило признательность Учрежденному собору Соловецкого монастыря "за бесплатное изготовление в монастырской мастерской для Сретенской церкви Нижне-Золотицкого прихода Архангельского уезда 30 икон на старых досках и за пожертвование в ту же церковь 11 собственных икон"9. Некоторые из вышеупомянутых храмов сохранились (в Нижней Золотице, Варзуге), их иконы свидетельствуют об уровне мастерства выпускников и учащихся Соловецкой иконописной школы в ХIХ - начале ХХ в.

Иконографические задачи, которые ставились в иконописной школе Соловецкого монастыря, были достаточно разнообразны. Однако наиболее распространенными произведениями были иконы с изображением Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Среди икон, которые писали в Соловецком монастыре, были особенно популярны заказные "семейные" иконы. На них изображали святых - покровителей заказчиков иконы в предстоянии Соловецким чудотворцам. Такой святой образ в представлении верующих обеспечивал покровительство Соловецких святых и Соловецкой обители данной семье. К примеру, икона "Святая Пелагия, Прокопий Устюжский, Зосима и Савватий Соловецкие" (кат. 89) Над святыми, в верхней части иконы, - фигурный кокошник с изображением Богоматери Знамение. Из истории монастыря известно, что именно заступничество иконы "Богоматерь Знамение" спасло обитель в 1854 г., во время бомбардировки монастыря англичанами. Как напоминание об этом важном событии именно этот образ, наряду с главным монастырским праздником "Преображение", часто пишется на иконах Соловецкой школы в верхней части композиции, в самостоятельном клейме10.

Упомянутая икона создана в 1904 г., о чем свидетельствует надпись на обороте доски: "Благословляю сею икону, Прокопию Максимовичу, от монаха Наркисса. 20-го сентября 1904". Как видим, она подарена некоему Прокопию Максимовичу, чьим покровителем был праведный Прокопий Устюжский, изображенный на иконе. Скорее всего, святая Пелагия была покровительницей жены заказчика.

Сохранилась другая, аналогичная по смысловому и иконографическому замыслу, икона - "Зосима и Савватий Соловецкие, отрок Константин" (кат. 90). Святые изображены в рост, на фоне панорамы Соловецкого монастыря. В верхней части - живописный килевидный кокошник с изображением Богоматери Знамение. На обороте иконы надпись: "К. Третьякову. Тебе, наш друг, на память, от твоих товарищей, в честь твоего имени. Остров Соловки 1915 г. В. Носов, М.А. Кичин, В. Чуев, художники". Константин Третьяков - художник из Вельского уезда (1896 - 1982), обучавшийся в начале века живописи на Соловках. Возможно, что ко дню именин товарищи-иконописцы и подарили ему эту икону, обеспечивающую заступничество Соловецкой обители11.

В Соловецкой иконописной палате особое предпочтение отдавали популярным изображениям северных святых, почитавшихся в Поморье. Для небольшой деревянной церкви д. Луды, что на берегу Белого моря, во второй половине ХIХ в. были написаны две иконы: "Вассиан и Иона Пертоминские" (кат. 80) и "Иоанн и Логгин Яренгские" (кат.81). Святые представлены на них в рост, в развороте к центру. Святые Вассиан и Иона - в одеждах схимников. Между ними - пятиглавый каменный Преображенский собор, главный храм поморского Пертоминского монастыря. Пейзажи на фонах соловецких икон всегда достоверны, близки к натуре: реальные архитектурные постройки, приближающиеся к действительности, растительный пейзаж с зеленым массивом деревьев или кустарников.

Иоанн и Логгин Яренгские представлены в аналогичной композиции, с той лишь разницей, что у ног святых - бушующее море и тонущий в водах корабль. Последний служил напоминанием о том, что бельцы Соловецкого монастыря, Иоанн и Логгин, погибли во время шторма. Подвиги и чудеса святых, погибших в морской стихии, были особенно близки жителям Поморья, постоянно подвергавшихся опасностям во время путины.

У соловецких икон второй половины ХIХ - начала ХХ в. есть ряд общих технико-технологических и стилистических особенностей.

Рисунок икон редко отличается виртуозностью, индивидуальной самостоятельностью. Часто повторяются или копируются одни и те же элементы, детали композиций, которые подчас превращаются в отработанные схемы. Таковы панорамы Соловецкого монастыря, сюжет "Преображение".

Иконы писали на досках без ковчега. Шпонки врезали сквозные на обороте или торцовые. Обороты и торцы иногда покрывали клеевой масляной краской. Последняя накладывалась либо однородным слоем, либо имитировала мраморные разводы. Соловецкие иконописцы во второй половине ХIХ - начале ХХ века работали в технике масляной живописи. Их палитра не отличалась большим разнообразием. Предпочитали насыщенные цветовые оттенки и яркие, контрастные сочетания цветов. Для фона любили использовать глубокий синий или голубой, для позема - зеленый в сочетании с коричневой охрой, для облаков - белила. Большинство иконописцев создавали широкие цветовые плоскости с минимальными градациями цвета. Тоновые вариации обычно достигались благодаря разбеливанию основного цвета.

Соловецкая иконописная школа, давала лишь азы мастерства, после ее завершения многие продолжали обучение иконописи в Троице-Сергиевой лавре и других художественных центрах. Но альтернативы ей на Поморском Севере не было. Лишь в конце XIX - начале XX в. в Архангельске появилась группа преподавателей иконописи, работавших в Архангельской духовной семинарии: Григорий Федорович Ветров, Илья Григорьевич Желтонога и Федор Михайлович Макарьин. Однако в семинарии не сформировалось единых творческих принципов и задач, как это произошло на Соловках.

Наследие Соловецкой иконописной школы второй половины ХIХ - начала ХХ в. по художественному уровню различно. В большинстве своем это работы учеников, не отличающиеся виртуозностью и мастерством. Таковы большинство "раздаточных" икон, предназначавшихся для раздачи богомольцам. Иконы, созданные для иконостасов церквей (например, в Варзуге), как правило, характеризуются более высоким профессионализмом. На фоне массовой продукции Владимирских иконописцев, а также жестяных печатных икон, наводнивших северный рынок, соловецкая школа пыталась сохранять традиции русской иконописи на Севере. Островная изолированность, ограниченный круг учащихся-северян, специфический заказ позволили сформировать в Соловецкой иконописной школе во второй половине ХIХ - начале ХХ в. свой стиль, который во многом определил иконописную культуру Поморья того времени.


1. Иконописная палата была построена в Соловецком монастыре в 1615 г. Ее здание сохранилось и поныне. Иконописная (позже - живописная) школа находилась в ХIХ - начале ХХ в. в другом помещении - двухэтажной пристройке, стоявшей к северу от келарской палаты. Эта пристройка разобрана в 1980-е гг.
2. РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Ед. хр. 4. Л. 179 об.
3. 1183. Оп. 1. Д. 121. Л. 40 об. - 41.
4. ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 2. Ед. хр. 3300.
5. АОКМ. Альбом № 378 КП 61 г.(1888 г.); АОКМ № 684 кн. ф. о.ф. (1895 г.) Автор благодарит за помощь в выявлении указанных фотографий научного сотрудника Архангельского областного краеведческого музея Е.П. Бронникову.
6. Верещагин В.В. На Северной Двине. М., 1895. С.109-121.
7. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Т. 3. Архангельск, 1896. С. 252.
8. АЕВ. 1900. № 18. С. 492.
9. АЕВ. 1902. № 6. С. 221.
10. Соловецкий монастырь был посвящен Преображению Господню, главный праздник обители - Преображение.
11. Подписные и датированные иконы в собрании Архангельского областного музея изобразительных искусств: Каталог / Сост. О.Н. Вешнякова и Т.М. Кольцова. Архангельск, 1993. С. 34-35, 44.

© Государственное музейное
объединение «Художественная
культура Русского Севера», 2006
© Музеи участники выставки, 2006
© Издательство Сканрус, 2006
© Авторы статей
и каталожных описаний, 2006

 

НАСЛЕДИЕ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ В МУЗЕЯХ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ:     
Каталог / Сост. Т.М. Кольцова