Содержание
От составителя
Пояснения к каталогу
Список сокращений
Участники выставки
 
 

Т.М. Кольцова

   Т.М. Кольцова

   Иконы ХIХ - начала ХХ в. для монастырских паломников


Широко известен тот факт, что наибольшей популярностью у соловецких богомольцев пользовались изображения святых основателей Соловецкой обители. В ХVIII в., и особенно в ХIХ в. монастырь предлагал широкий спектр паломнических товаров. Офорты, а затем и литографии, и цинкографии не вытесняют иконы, а изготовляются одновременно. Наряду с традиционными иконописными образами и гравюрами по заказам монастыря и частных лиц широко известными холмогорскими резчиками создаются иконы с изображением соловецких чудотворцев из кости (кат. 108, 109).

В ХIХ в. "ассортимент" раздаточных образов расширяется. Соловецкий монастырь делает заказы в крупнейших художественных центрах России, о чем свидетельствуют документы. В частности, сохранились сведения о том, что в 1862 г. обитель заплатила "извощику крестьянину Степану Кузнецову за провоз из Ростова до Архангельска от купца Ивана Матвеева Завьялова ящика с финифтянными образками и медными"1. В 1868 г. монастырь покупает образа в Ростове у мастера финифтяных икон купца Алексея Семенова Синцова2. В 1873 г. в обитель поступили счета от ростовской купчихи Матрены Федоровны Завьяловой из "Заведения финиктовых образов в серебряной и медной оправе и крестов", у которой было приобретено товаров на сумму 1550 р. 69 коп.3. Купили иконы "Соловецких чудотворцев "размером в один вершок, одну вторую вершка, с монастырем, без монастыря, в овале, в меди, в серебряной и медной оправе…". В 1894 г. там же, в Ростове, Александру Александровичу Уткину за финифтяные образы "в медной бляшке" выплачено около 200 рублей, купили у него около трех тысяч мелких изделий (кат. 110). Среди них были столь миниатюрные образы, что они соответствовали по размерам мелким деньгам - двадцатикопеечной и пятикопеечной4.

Богомольцы у Петербургской гостиницы Соловецкого монастыря
Фото А.А. Поплавского, 1919.
Собрание АОКМ

Во второй половине ХIХ - начале ХХ в. монастырь активно сотрудничал с иконописными селами Владимирской губернии, особенно с Холуем и Мстерой. Иконы на кипарисовых и липовых досках заказывали в мастерской Владимира Михайловича Блиничева в Холуе5. В монастыре их в большом количестве продавали в "расходнической лавке". Ассортимент икон, привезенных из села Холуй на Соловки, был широк: "иконы фольговые", "иконы кипарисовые с чеканкой и без чеканки", "в серебряных ризах", "в медных ризах", "образки никелевые". Это были дешевые иконки небольшого размера, которые до сих пор широко бытуют на Севере (кат. 111-114). В селе Мстера в мастерской Петра Ивановича Мумрикова, история которой насчитывала 200 лет6, заказывали более дорогие иконы преподобных, с чеканкой на полях, а также киоты.

В известном центре художественных изделий из серебра - селе Красном Костромской губернии - монастырь неоднократно приобретал серебряные образки, кресты, металлические цепи. Так, в документах упоминается о том, что в 1894 г. были отосланы деньги в село Красное на товар Василию Николаевичу Чулкову7.

Монастырская лавочка. 1931 г.
Карандаш, акварель
Художник А.Э. Миганаджиан
(род. в 1897, на Соловках находился в период 1928-1936 гг.).
Собрание СГИАПМЗ

В Соловецком монастыре к концу ХIХ в. существовали две "мелочные лавки", в которых продавались для богомольцев кресты, картины, изделия монастыря8. Эти же изделия можно было приобрести и в монастырских скитах.

Монастырь заботился и об упаковке приобретаемых в лавках предметов. Для транспортировки "картин" с видами монастыря регулярно заказывали деревянные трубки, которые позволяли не измять бумажные литографии9.


1. РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3189. Л. 32 об.
2. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Т. 2. Д. 5563. Л. 18.
3. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 5579. Л. 19 - 24.
4. РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Д. 116. Л. 109.
5. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 920. Л. 127.
6. РГАДА. 1201. Оп. 4. Д. 920. Л. 115; Ф. 1183. Оп. 1. Д. 116. Л. 108.
7. РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Д. 116. Л. 158.
8. ГААО. Ф. 51. Оп. 32. Т. 1. Д. 246. Л. 9 об.
9. Ф. 1201. Оп. 5 ч. 2 ед. хр. 5554. Л. 55.

© Государственное музейное
объединение «Художественная
культура Русского Севера», 2006
© Музеи участники выставки, 2006
© Издательство Сканрус, 2006
© Авторы статей
и каталожных описаний, 2006

 

НАСЛЕДИЕ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ В МУЗЕЯХ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ:     
Каталог / Сост. Т.М. Кольцова