Содержание
От составителя
Пояснения к каталогу
Список сокращений
Участники выставки
 
 

Т.М. Кольцова

   Т.М. Кольцова

   Гравюры с изображениями Соловецкого монастыря и его святых


Коллекция гравюр с видами Соловецкого монастыря и изображениями его основателей - едва ли не самая представительная среди подобныйх коллекций русских обителей1. Она начала формироваться достаточно рано. Первые гравюры были выполнены в ХVII в. в технике ксилографии. Позже монастырь интенсивно заказывал гравированные медные доски. Обнаружены они были известным собирателем и исследователем древнерусского искусства - Дмитрием Александровичем Ровинским (1824 - 1895). Путешествуя по Северу в 1876 г., он нашел в ризнице Соловецкого монастыря ящик с медными гравированными досками, самые ранние из которых относились к началу ХVIII в. Они были вывезены в Петербург и в 1884 г. изданы. Правда, к тому времени на авторские доски были внесены изменения в соответствии с новым архитектурным обликом монастыря.

Гравюры дают представление о том, как менялся ансамбль Соловецкого монастыря на протяжении своей истории, являясь важным историческим и изобразительным документом эпохи. Рядом с монастырем на гравюрах изображены его основатели и святые, прославившиеся духовными подвигами на Соловках: Зосима, Савватий, Герман, Елеазар Анзерский, Иринарх и Филипп, митрополит Московский. Гравюры в ХVIII в. служили заменой дорогостоящих икон. В то время в гостиной лавке Соловецкого монастыря можно было приобрести гравюру стоимостью от одного гроша. Тираж той или иной гравюры возобновляли по мере необходимости. Так, в 1757 г. было "выдано Гавриилу Башмакову для печатания листов чудотворных бумаги вологоцкой фабрики 422 фунта, масла деревянного для чищения досок 2 фунта, доски медные печатные з записью в книгу"2.

Можно выделить две группы авторов, гравировавших виды Соловецкого монастыря. Первая объединяет признанных мастеров ХVIII в. - Леонтия Бунина, Ивана и Алексея Зубовых, Михаила Махаева. В основе гравюры Махаева лежит традиционный иконописный образ "в житии": средник окружен клеймами с изображением эпизодов из жития Зосимы и Савватия. Гравюра Зубовых отличается видовым характером изображения: пронумерованы и обозначены все постройки монастыря, очень наглядно передана гавань с большим количеством кораблей, с включением деталей реального пейзажа. Размеры гравюры довольно велики, так как она отпечатана с семи медных досок. В правом нижнем углу надпись: "Грыдоровали в Москве Иван и Алексей Зубовы 1744 г.".

Вторая группа авторов - мастера почти неизвестные: Лука Зубков, Савва Никифоров, Александр Заливский. В их гравюрах традиционные представления о панораме монастыря сочетаются с глубоким вниманием к натуре, деталям архитектурного пейзажа. Интересно, что первые два гравера были выходцами из поморских солдатских семей. С ХVI в. Соловецкий монастырь, в связи с его особой стратегической ролью в Белом море, имел постоянный воинский отряд, частично размещавшийся на материке - в Кемском и Сумском острогах. Солдатам выплачивали денежное и хлебное жалование от монастыря, как и их детям, "обучающимся при монастыре грамоте и разным художествам"3. Монастырские архивные документы указывают, что среди соловецких солдат были резчики, серебряники, мастера кожевенного и кузнечного дела, живописцы.

В 1664 г. в Сумском посаде родился Савва Никифоров, будущий отец иконописца Федора Савина и дед иконописцев Ильи, Бориса и Петра Савиных4. Разносторонние творческие способности позволили проявиться таланту поморского крестьянина Саввы Никифорова в разных областях: и в иконописи, и в миниатюре и в графике. Сохранилось несколько его подписных работ. Среди них - две гравюры на металле. На одной - "Вид Соловецкого монастыря со святыми Зосимой, Савватием, Филиппом и Германом", 1710 г. - есть следующая надпись: "Грыдоровал в Соловецком монастыре Савва Никифоров иконописец 1710". Другая гравюра - "Ангел-хранитель" - создана мастером в 1713 г. (кат. 122).

Несколько видов монастыря были гравированы Лукой Ефимовым Зубковым в 1772 - 1802 гг. Он родился в 1751 г. в Поморье, в Кемском городке, происходил из потомственной солдатской семьи. Два его брата также были солдатами Соловецкого монастыря. В 1765 г., когда будущему граверу было 14 лет, он "обучается на монастырском питомстве и платье"5. Его имя неоднократно упоминается в ведомостях о выдаче денежного жалования солдатам Кемского городка за 1764 - 1776 гг.6. А в 1792 г. он упомянут в списке воинской команды при Соловецком монастыре, в числе канониров "на нижних батареях к шестнадцати орудиям в башнях". Документы сообщают, что он находился на воинской службе с 12 января 1767 г. Сохранилось и описание его внешности: "Лицем бел гладок нос немал остр глаза серые волосам свет ларусъ"7. В пятнадцатилетнем возрасте Лука Зубков учился в Соловецкой иконописной палате у Федора Савина, где осваивал рисунок "разных обрасцов"8.

В основе его творчества - хорошая профессиональная школа. Гравюры отличаются как высоким художественным мастерством, так и глубоким знанием объектов изображения. Лука Зубков гравирует подробные планы островов с лесными массивами, населенными животными, водившимися в этих местах. Им создан большой план островов, отпечатанный в 1800 г. с одиннадцати досок9. На листе "Вид Анзерского острова" 1802 г. видим не только план, но и изображения монастырских скитов острова Анзер. На планах присутствует ориентировка по сторонам света, что подчеркивает их практическое значение. Подпись на гравюрах "Грыд. Лука Зубковъ" иногда встречается на латыни: "Гры Lucas Zubcov". В 1850 г. на Соловках работал гравер, бывший послушник Анзерского скита, монах Александр. О доске "Соловецкие чудотворцы", гравированной им в 1852 г., Д.А. Ровинскому сообщил казначей Соловецкого монастыря10.

В ХIХ в. появляются гравюры с изображениями Соловецкого монастыря в контексте исторических событий. Несколько металлографий было посвящено эпизоду Крымской войны на Севере - нападению англичан на Соловецкий монастырь в 1854 г. (кат. 136).

В ХIХ в. в России получила распространение новая техника художественной печати - литография, незадолго до этого изобретенная в Германии. Нетрудоемкий процесс плоской печати быстро завоевал популярность. Отошли на второй план более древние техники художественной печати - офорт и гравюра на дереве. Частные литографии открываются в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других крупных городах. Первооткрывателями художественной литографии в Архангельской губернии были мастера Соловецкого монастыря и архангельский купец В.А. Черепанов.

Литография с видом Соловецкого монастыря,
помещенная на стене между окнами

Фотография сделана в Трифоно-Печенегском монастыре
в конце XIX - начале XX в.
Собрание АОКМ

Литография позволяет активно использовать цвет, создавать на бумаге яркие, красочные картины. В них были заинтересованы духовные центры Русского Севера - монастыри, которые с помощью привлекательных видовых картинок (лубков) пропагандировали паломничество к северным святыням. Соловецкий монастырь пользовался услугами нескольких частных литографий: И.И. Пашкова, И.А. Морозова в Москве, Веферс и Ко в Петербурге, Е.И. Фесенко в Одессе. Во второй половине ХIХ - начале ХХ в. они выпустили несколько художественных изображений монастыря и его святынь. Лубки стоили дешевле икон и охотно раскупались богомольцами в память о посещении обители. В 1863 г. монастырь заплатил Санкт-Петербургской конторе Андрея Ивановича Бергера за "отпечатку отдельных картинок и других политипажных изображений"11. По заказу монастыря в 1876 г. от литографа И.И. Пашкова в Москве поступили картины "в красках": Голгофо-Распятский скит, церковь Живоносного источника, Савватиевский скит, Знамение Божией Матери, Зосима и Савватий, Соловецкий монастырь12. В начале ХХ в. монастырь приобретал маленькие яркие лакированные цветные литографии у Е.И. Фесенко в Одессе13.

В 1860-е гг. монастырь налаживает собственное производство литографированных видовых лубков "для печатания священных изображений и местных видов, поступающих в раздачу и продажу богомольцам, посещающим обитель в летнее время"14. С этой целью в 1863 г. был приобретен в Петербурге литографский станок, печатные доски и краски15. Мастерская постоянно пополнялась материалами и инструментом. В 1864 г. для монастырской литографии по заказу почтой получили перья литографические, химические карандаши, тушь16. В 1874 г. у жены соломбальского чиновника Анны Свиньиной был куплен литографический станок и пятнадцать литографических камней за двадцать пять рублей17. В Москве в 1876 г. покупают "пять фунтов сажи литографической… 5 фун. краски литографической… 10 дюжен кистей хорьковых"18. В 1894 г. для монастырской живописной мастерской и литографии приобрели золото червонное, фольгу, поталь, олифу, карандаши, медные рейсфедеры19.

В дореволюционной литературе, в обобщающих трудах по истории Соловецкого монастыря, в очерках путешественников неоднократно упоминается монастырская литографская мастерская20. В.И. Немирович-Данченко, путешествовавший на Соловецкие острова в 1872 г., посетил несколько монастырских лавок, в которых продавались изделия местной литографии. Он писал: "Цены довольно высокие. Рассчитывают на религиозные чувства покупателя и берут втридорога. Ходко покупают литографии "с анделами" - напоминает икону, крестьяне везут их родным, соседям"21. Лубками торговали не только в монастыре, но в монастырских скитах, а также на подворьях в Архангельске, Москве, Кеми.

Базой для литографской мастерской служила монастырская школа живописи, которой руководил сведущий в литографии послушник. В мастерской работали в основном приезжие художники, поскольку своего опыта и мастеров в монастыре не было. Так, например, в сентябре 1866 г. Соловецкий монастырь выплатил временно обязанному литографу, крестьянину Ивану Григорьеву Жильцову, сто семьдесят пять рублей22. Приходно-расходные книги неокладных и братских сумм за 1868 г. упоминают того же Жильцова как "Московской губ. Волоколамского уезда временнообязанного крестьянина литографа", которому заплатили "в уплату заработанных им с 1 октября 1867 г. по 1 мая 1868 г. по 25 руб. в месяц всего сто семьдесят пять руб."23. Начиная с 1888 г., длительное время в монастыре жил крестьянин Петрозаводского уезда Федор Осипов Стрелков, проходивший послушание "литографом в качестве старосты"24. В послужных списках Соловецкого монастыря за 1903 г. упомянут монах Маркел (родом из крестьян, в миру Михаил Петров Болотников), которому было 37 лет. Летом он был экономом на пароходе "Архангел Михаил", а зимой работал в литографии25. В 1913 г. "литографское послушание" проходили монах Афанасий и Дмитрий Михайлович Румянцев26.

В начале 1870-х годов архимандрит Феодосий признал литографическое мастерство делом невыгодным и прекратил его. В это время монастырь активно пользовался услугами частной литографии В.А. Черепанова в Архангельске, которая имела хорошую репутацию на Севере27. Как особую заслугу этой литографии стоит отметить развитие видового лубка, изображавшего панорамы северных монастырей.

В 1892 г. архимандрит Мелетий предпринял усилия по возрождению литографии в Соловецком монастыре. В его донесении Московской синодальной конторе говорится, что "для занятия литографическим делом имеются в монастыре люди: один мастер печатник, богомолец, проживающий в обителе третий год и заявляющий желание потрудиться безвозмездно и остаться на жительстве в обители навсегда; некоторые из монастырских живописцев, могущие под руководством означенного мастера заниматься делом печатания"28. Инициатива была поддержана. Монастырская мастерская продолжала существовать и в начале ХХ в. Заведующим литографией в это время состоял монах Филофей29.

В 1892 г. настоятель монастыря обращается в Московскую Святейшего правительствующего синода контору с просьбой рассмотреть десять литографий, которые предполагалось печатать в Соловецком монастыре: "Вид ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря большого размера", "Вид ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря малого размера", "Голгофо-Распятский скит на Анзерском острове", "Свято-Троицкий скит на Анзерском острове", "Савватиева пустынь, где подвизался преподобный Савватий Соловецкий чудотворец", "Скит при церкви Живоносного источника. Пустыня святителя Филиппа", "Скит на Секирной горе в честь Вознесения Господня", "Скит на Муксаломском острове во имя преподобного Сергия Радонежского чудотворца", "Копия чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Запечной, явленной святителю Филиппу во время службы его в хлебопекарне", "Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие чудотворцы". Второе аналогичное письмо в Москву, в котором шла речь о печати уже семнадцати видов литографий, было направлено в 1894 г. Новые виды, упоминавшиеся в нем, - "Скит на Заяцком острове во имя святого Андрея Первозванного", "Вид Соловецкого монастыря с северо-восточной стороны", "Раки преподобных Зосимы и Савватия" и другие. В обители также были созданы литографические образы чудотворцев для Соловецкого патерика, хотя тираж их был отпечатан не в монастырской литографии. Все они были одобрены Московским духовно-цензурным комитетом, к письмам-обращениям в который были приложены образцы литографий30.

Первые листы, выпущенные Соловецким монастырем, по существу являлись литографированными чудотворными образами: "Святые и преподобные отцы в Соловецкой обители", "Копия чудотворной иконы Божьей Матери, именуемой Запечной, явленной Святому Филиппу во время службы его в хлебопекарне" (кат. 142, 143). Это литографии небольшого формата, близкие к пядничным иконам. Их укрепляли на картонную или деревянную основу и помещали в киот или в раму под стекло. Одни и те же сюжеты имели различное тоновое решение. Например, "Богоматерь Запечная" печаталась как в два, так и в шесть тонов.

Завод М.С. Кузнецова производил заказные фарфоровые чайные сервизы, а также отдельные предметы с панорамой монастыря, нанесенной способом печати. Изображение на тулове чайников и на чашках заимствовано с литографии 1889 г. "Святые и преподобные отцы в Соловецкой обители" (кат. 140). В 1890-е гг. литография Соловецкого монастыря постепенно отходит от иконных сюжетов. В это время печатаются видовые листы с панорамами монастыря или скитов. О религиозном содержании гравюр напоминают небольшие композиции, размещенные в верхней части листа, - "Преображение" или "Богоматерь Знамение" с предстоящими соловецкими чудотворцами. Наибольшей популярностью пользовалась гравюра "Вид ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря" (кат. 141), на которой представлена панорама обители с высоты птичьего полета, - яркая, красочная, с преобладанием насыщенных оттенков зеленого, красного и желтого цветов. Монастырь изображен с документальной точностью. В нижней части дана экспликация, подробно объясняющая назначение всех монастырских построек. Сохранился живописный прототип литографии, выполненный на холсте масляными красками (кат. 154).

Известна панорама монастыря, напечатанная в технике литографии на белом шелке (кат. 153). Она тонкая и изысканная по колориту, отличается сдержанным пастельным цветовым решением.

Большую познавательную и документальную ценность имеет серия литографий 1892 г. с видами монастырских скитов, размещенных на Соловецких островах: "Скит на Муксаломском острове", "Голгофо-Распятский скит на Анзерском острове" (кат. 146, 148, 149). На них представлены ансамбли церковных, хозяйственных и жилых построек. В нижней части гравюр - традиционная подпись: "Лит. Соловецкого монастыря". Формат листов довольно большой (40 х 50 см), они имитировали картины. Еще недавно можно было встретить такие картины, помещенные в рамке на стене в крестьянских домах поморов.

Многочисленные паломники, посещавшие монастырь и его скиты в летнее время, развозили листы по всей России, что способствовало привлечению богомольцев в Соловецкий монастырь. Продажа литографий давала монастырю ежегодный доход в 450 рублей.

В Архангельске во второй половине ХIХ в. открылось несколько литографий, где монастырь заказывал печатную продукцию. Среди них - типография и магазин Семена Павловича Павлова (фирма существовала с 1873 года).

Другая частная типография - архангельского купца второй гильдии Виктора Артемьевича Черепанова - открылась 12 февраля 1871 г., а с 1882 г. дополнительно была открыта литография, которая печатала бланки ведомостей, афиши, этикетки, пригласительные билеты, визитные карточки31.

С 1884 г. В.А. Черепанов осваивает технику фотопечати. С этой целью он в 1885 г. выписал из Мюнхена фотолитографический станок32. Тогда же предприимчивый купец открыл на Троицком проспекте в Архангельске книжную лавку. Он задался целью создать целую серию художественных литографий северных монастырей. Известны виды Антониево-Сийского, Веркольского, Онежского Крестного монастырей, отпечатанные в литографии В. Черепанова. Настоящую известность принесли ему виды Соловецкого монастыря, изданные в 1884 г. Гравюры вышли в свет сброшюрованными в альбом "Виды местностей Соловецкого монастыря" (кат. 138). Около тридцати листов альбома дают представление о скитах, пустынях, рыболовных тонях на Соловецких островах. Множество деталей, характеризующих хозяйственную деятельность, жизнь и быт монастыря, можно видеть на этих гравюрах: кирпичный завод, сенокосы, огороды, сушку сетей, морские карбасы у причала, лодки с рыбаками-монахами на озерах и т.д. Литографии выполнены скрупулезно, с большой исторической точностью. Комитет Архангельской сельскохозяйственной выставки 1884 г. присудил В.А. Черепанову за альбом литографий с видами Соловецкого монастыря малую серебряную медаль33. Этот альбом был отмечен серебряной медалью и на выставке в честь трехсотлетия Архангельска в том же 1884 г.34.

Особый интерес вызывают листы, запечатлевшие памятники, не сохранившиеся до наших дней или изменившие свой первоначальный облик: безвозвратно утраченная Царская колокольня на территории монастыря, часовня в Старой Сосновке. По литографиям можно судить о монастырских раболовных тонях на Реболде, Малой Муксалме. Значительное место на листах отводится пейзажу, реально отражающему характерный ландшафт Соловецких островов. Ряд литографий, таких как "Гора Фавор", "Остров Заяцкий", отличаются тонким цветовым решением.

По заказу монастыря В.А. Черепанов выполнил способом фототипии и "Альбом ризницы Соловецкого монастыря", в состав которого вошло 29 иллюстраций35.

В 1923 г. была составлена опись имущества, хранившегося на складе совхоза "Соловки" и переданного Управлению Севлагерями: два литографических станка, 23 литографических камня, 23 "камней граверных", 17 валиков "для передачи красок", краски литографические - милорий темный, охра средняя и светлая, белила цинковые, коричневая, лимонная, киноварь-кармин, "кон желтый", ультрамарин36. Таким образом, литографская мастерская существовала в Соловецком монастыре в период с 1863 по 1921 г. Ее традиции и имущество были востребованы в 1920-е гг., когда в Соловецкие лагеря особого назначения возобновили издательскую деятельность на Соловках.


1. Вереш С.В. Эволюция облика Соловецкого монастыря по его изображениям // Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов. М., 1980. С. 205-209 .
2. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 2. Д. 743. Л. 2.
3. ГААО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 6447 а. Л. 8 об.
4. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов ХVI - ХIХ вв. Т. II. СПб., 1895. С. 706; Кольцова Т.М. Северные иконописцы: Опыт биобиблиографического словаря. Архангельск, 1998. С. 99-100.
5. ГААО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 6447 а. Л. 12 об.
6. ГААО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 9756. Л. 50; Д. 11792. Л. 2 об.
7. ГААО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 243. Л. 10, 23, 29 об., 30.
8. Скопин В.В. Иконописцы на Соловках в ХVI - середине ХVIII в. // Древнерусское искуссто. Художественные памятники Русского Севера. М., 1989. С. 303-304.
9. Ровинский Д.А. Виды Соловецкого монастыря, отпечатанные с досок, хранящихся в тамошней ризнице. СПб, 1884. №№ 9, 10, 13, 14; Ровинский Д.А. Русские народные картинки. СПб, 1881. Кн. IV. С. 493; Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов ХVI - ХIХ вв. Т. I. СПб., 1895. С. 352-253.
10. Ровинский Д.А. Виды Соловецкого монастыря, отпечатанные с досок, хранящихся в тамошней ризнице. СПб, 1884. С. 10.
11. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 5551. Л. 41.
12. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 5589. Л. 100, 124.
13. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 920. Л. 108. Частная литография Е.И. Фесенко существовала в г. Одессе с 1883 г.
14. РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1 Д. 116. Л. 1. 1890-1892 гг.
15. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 5551. Л. 59-59 об.
16. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Т. 2. Д. 5554. Л. 47.
17. РГАДА. Ф. 1201 Оп. 5. Д. 5582.
18. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 5589. Л. 99.
19. РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Д. 116. Л. 94 об.-96.
20. Немирович-Данченко В.И. Соловки. СПб., 1874; [Иоаннакий]. История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря. СПб., 1899. С. 177; Живописное обозрение. Вып. 6. Одесса, 1914. С. 107.
21. Немирович-Данченко В.И. Соловки. СПб., 1874. С. 204.
22. РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3208. Л. 26.
23. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 5563. Л. 28.
24. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 888. Л. 57; Д. 902. Л. 16 об.
25. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 5616. Л. 154-155.
26. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 908. Л. 125 об.-126, 171 об.-172.
27. Попов А. Периодическая печать в Архангельске // ИАОИРС. 1914. № 8. С. 225-232; Наши юбилеи // ИАОИРС. 1916. № 2. С 76.
28. РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1 Д. 116. Л. 11. 1890-1892 гг.
29. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Д. 5616. Л. 248.
30. РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Д. 121.
31. Кольцова Т.М. Первые литографии // Патриот Севера: историко-краеведческий сб. Архангельск, 1985. С. 204-212.
32. ГААО. Ф. 1. Оп. 5. Д. 1768. Л. 6.
33. Лудмер Я.И. Отчет об Архангельской сельскохозяйственной вставке 1884 года // Сельское хозяйство и лесоводство. Журнал Министерства государственных имуществ. СПб., 1886. Ч. СLII. С. 239-241.
34. СГИАПМЗ. КП 249. Всп. Ф. 143; ГААО. 293. С. 60.
35. ГПБ. 118. 184. 4. 22.
36. ГААО. Ф. 105. Оп. 2. Д. 97. Л. 4 об.-8.

© Государственное музейное
объединение «Художественная
культура Русского Севера», 2006
© Музеи участники выставки, 2006
© Издательство Сканрус, 2006
© Авторы статей
и каталожных описаний, 2006

 

НАСЛЕДИЕ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ В МУЗЕЯХ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ:     
Каталог / Сост. Т.М. Кольцова