Содержание
От составителя
Пояснения к каталогу
Список сокращений
Участники выставки
 
 

Т.М. Кольцова

   Т.М. Кольцова

   Изделия из серебра


В художественнном наследии Русского Севера заметное место занимают изделия из серебра, которые издавна привозили на Север, продавали на северных ярмарках. Ризницы северных монастырей, и особенно Соловецкого, славились богатыми вкладами драгоценных металлов. Наследие ризницы Соловецкой обители - одно из богатейших в России. Среди вкладчиков и дарителей монастыря были почти все русские цари, а также видные общественные и церковные деятели русского государства: Дмитрий Пожарский, Авраамий Палицын, Александр Булатников. Характер произведений искусства, поступавших в монастырь в качестве вкладов, довольно разнообразен: это церковные ткани и одежды, иконы и книги, драгоценные оклады, оружие, церковные сосуды и другие предметы. Многие из них были выполнены из серебра. На предметах богослужения часто встречаются вкладные надписи. Они могли иметь разнообразное содержание: указание имени вкладчика, посвящение святому или празднику, исторические сведения. Драгоценное убранство храмов, облачения и богослужебные предметы из Соловецкой ризницы сейчас хранятся в Государственном историко-культурном комплексе "Московский Кремль" и Государственном Русском музее1. Несколько уникальных предметов находятся в собраниях музеев Архангельской области. Это водосвятная чаша 1586 г., сделанная из "фляги, что государь пожаловал"; потир 1751 г., для изготовления которого использовали серебро "монастырское ветошное сборное богомольцев"; Евангелие, вклад в Успенскую церковь, на крышке которого - серебряный оклад 1698 г. с редким сюжетом "Плоды страданий Христовых". Все эти изделия объединяет то, что они были сделаны непосредственно в Соловецком монастыре.

Крупными северными художественными центрами, где традиционно развивалось ремесло серебряников, были Великий Устюг, Сольвычегодск, Вологда, а на поморском Севере - Холмогоры и Архангельск2. Помимо городов, серебряники жили в некоторых монастырях. Письменные источники утверждают, что уже в ХVI - ХVII вв. серебряники активно работали в Соловецком монастыре (см. ниже словарь серебряников). "Серебрильная" существовала на Соловках вплоть до ХХ в.3. Она именовалась по-разному: мастерская "золотых и серебряных дел" или просто "серебряных дел", "серебряная мастерская", "серебрильная палатка". Сведения о мастерской неоднократно встречаются в исторической литературе4 и письменных источниках. В частности, документы упоминают о пожаре "серебряной мастерской" в 1918 г.5. В 1923 г., в период передачи имущества Управлению Северных исправительных лагерей, "серебрильная часовня" находилась за пределами монастыря: "Здание небольшое одноэтажное тесовое, восьмигранное, холодное, рядом с прачешной. Оборудование состоит из четырех верстаков… кроме этого находится внутри часовни горно для пожигания риз и одна негодная вальцовка для прокатывания серебра"6.

Ризница Соловецкого монастыря.
Фото Я.И. Лейцингера, 1895.
Собрание АОКМ

До секуляризации монастырских земель серебряники работали в поморских вотчинах Соловецкого монастыря - в Кеми и Сумском посаде, а также в Холмогорах. Документы ХVII в. зафиксировали покупку поморскими серебряниками в Соловецком монастыре материалов для ремесла, так: в 1683 - 1684 гг. было "продано кемскому серебренику Тимофею Дмитриеву Шулжанину два золотых червоных… да ртути двенадцать золотников"; "продано кемлянину серебренику Анисемке Елисееву червонной золотой"; "продано кемскому серебренику Тимофею буры на два алтына"; "продано сумским серебряником красного золота полтораста листов"; "сумскому серебренику Васки Евстратову золота красного две тетрати"; "продано колмогорцу серебрянику Якову Савельеву шесть колечек золотых"7. В 1721 г. в вотчинах Соловецкого монастыря было только два серебряных дел мастера ("сребреники нигде кроме Сумского острога не промышляют")8. Именно Сумский посад считался "поставщиком" серебряных изделий для Соловецкого монастыря, начиная с ХVI и вплоть до ХVIII в. В писцовой книге Сумского острога 1666 г. упомянуты пять серебряников, владевших дворовыми землями, огородами. Сумские мастера поставляли в монастырь готовые изделия, а из обители получали "ветошное серебро", серебро "в слитках и обресках", серебряные деньги9.

Ризница Соловецкого монастыря.
Фото Я.И. Лейцингера, 1895.
Собрание АОКМ

Монастырь покупал серебро и олово в слитках, в том числе в Холмогорах, куда их доставляли из Западной Европы кораблями. Использовалось также серебро "ветхое", серебряный лом, монеты. Старое серебро и серебряный лом тщательно берегли; его переплавляли и изготовляли новые изделия. В 1668 г. в ризной палате хранилось "серебра лому и слитков на оклады весом два фунта с четвертью… пряденого серебря четыре цевки"10. Благодаря монастырским переписным книгам, контролировался даже мелкий серебряный лом. Протоколы Архангельской губернской исполнительной комиссии по оказанию помощи голодающим Поволжья зафиксировали в 1922 г. изъятие из Соловков имущества бывшего монастыря: серебра 84 пуда, 39 фунтов 90 золотников; золота 9 фунтов 93 золотника11.

Ризница Соловецкого монастыря.
Фото Я.И. Лейцингера, 1888.
Собрание АОКМ

Соловецкий монастырь предпринимал попытки найти серебро в своих поморских вотчинах. В 1697 г. "для сыску сребряной руды" по указу государя в Умбу (село, расположенное на побережье Белого моря) был направлен стольник Лукьян Борисов Немчанов. Сведения о результатах поисков до нас не дошли12.

Монастырь регулярно приобретал инструмент и материалы, необходимые для изготовления серебряных изделий, к примеру, в 1697 г. было "куплено SI (16) сщетей медных к серебряному делу… делнаго ветхово серебра ВI (12) золотников", "к серебряному делу нашатырю полпуда"13.

В начале ХVIII в. в Архангельске существовал уже "серебряный ряд", состоявший из лавок ремесленников, торговавших изделиями из серебра. Аналогичные лавки были и в Холмогорах, причем у Соловецкого монастыря там был свой двор и земля на Глинском посаде. Любопытно, что на монастырском дворе проживали холмогорские иконописцы и серебряники. В 1702 г. там же, на торговой площади, в серебряном ряду монастырь владел шестью лавками. Их сдавали за оброк холмогорским серебряникам14.

Монастырские серебряники работали только для обеспечения внутренних потребностей обители, изготавливая, в первую очередь, богослужебные сосуды, венцы и разнообразные басмы для украшения икон.

Соловецкие ремесленники применяли и технику золочения. В документах монастыря упоминаются "венцы и цаты резные", то есть гравированные. Широкое применение в ХVII в. получила техника тиснения серебряной басмы. Многочисленные пядничные иконы из ризницы обретают свои басменные оклады именно в это время. При этом пластины басмы размещались не только на полях, но и "в свету". Последнее означало, что басмой закрывали свободный от сюжетной живописи фон. В этом случае пластины вырезались любой формы и могли приобретать различную конфигурацию.

Клейма на серебряных изделиях Соловецкого монастыря пока не выявлены, хотя на изделиях из олова и меди они зафиксированы.


1. Плешанова И.И., Лихачева Л.Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., 1985; Сохраненные святыни Соловецкого монастыря: Каталог выставки. М., 2002.
2. Русское художественное серебро в собрании Архангельского музея изобразительных искусств: Каталог выстави. Архангельск, 1999.
3. ГААО. Ф. 104. Оп. 1. Д. 1009. Л. 271.
4. История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря. СПб., 1899. С. 142; Жаринов Д.А. В Соловецкой обители // Исторический вестник. 1911. № 8; Виноградов Н.Н. Старинные металлические изделия Соловецкого монастыря в музее СОАОК // Соловецкие острова. 1926. № 7.
5. ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 40. Л. 294 об.
6. ГААО. Ф. 105. Оп. 2. Д. 97. Л. 271.
7. РГАДА. Ф. 1201. Оп.1. Д. 594. Л. 9, 32 об., 54, 74 об., 78.
8. ГААО Ф. 831. Оп. 1. Д. 733. Л. 79.
9. РГАДА. Ф. 1201. Оп. 5. Ч. 2. Д. 4903.
10. СПб ИИ РАН. Колл. 2. Д. 142. Л. 93.
11. ГААО. Ф. 286. Оп. 1. Д. 968.
12. РГАДА. Ф. 1201. Оп.1. Д. 728. Л. 86 об.
13. РГАДА. Ф. 1201. Оп.1. Д. 728. Л. 73, 149 об.
14. РГАДА. Ф. 1201. Оп.1. Д. 750. Л. 3 об. - 10 об.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Мастера-серебряники Соловецкого монастыря (по письменным источникам)

Абросим Сидоров
"Олонецкий посадский человек". Серебряник. Упоминается в челобитной Соловецкого монастыря за 1675 г. (СПб ИИ РАН. Олонецкая приказная изба. № 146. С. 229).

Андрей
Серебряник. Упомянут в писцовой книге Сумского острога 1666 г. (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 57. Л. 125).

Анисемка Елисеев
"Кемлянин", серебряник. В 1684 г. Соловецкий монастырь продал ему "червонной золотой денег взято рубль шесть алтын четыре денги" (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 594. 74 об.).

Анфим
Старец Соловецкого монастыря, "новгородец". Серебряник. В 1612 г. делал вклад в Соловецкий монастырь - "образов окладных, да свечу местную и мелкие рухляди на 50 руб. 2 алт." (СПб ИИ РАН. Колл. 2. Д. 152. Л. 267).

Арсений
Старец, келарь Соловецкого монастыря, серебряник. 1614 г. по заданию монастыря неоднократно ездил "на лодье" в Холмогоры за солью и на Онегу (Постникова М.М. Серебряное дело в Новгороде в ХVI - ХVII в. // Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода: Сб. ст. М., 1968. С. 334).

Афанасий Федоров
Крестьянин Повенецкого уезда, житель Сумского посада. Находился "в отлучке" в Сумском посаде с 1785 г. В 1792 г. проживал в Москве, где был записан в Московский цех серебряного дела (ГААО. Ф. 1367. Оп. 3. Д. 71).

Белозеров Василий Иванов
"Серебряного ремесла мастер". Крестьянин Сумского острога в Поморье. Записался в Архангельский посад в 1781 г. В "Архангельской городской обывательской книге" за 1808 - 1810 гг. упомянут в возрасте 43 лет (ГААО. Ф. 49. Оп. 4. Д. 21. Л. 366 об.-367).

Боголеп
Иеромонах. В 1692 г. ему продают из казны серебро и олово в слитках (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. 343. Л. 19).

Василий (Василей) Епифанов, прозвиже "Горлов"
Житель Сумского посада. Серебряник. В Писцовой книге Сумского острога 1661 г. за ним числятся "тягла пол чет, дворовые земли под ним в длину 10 сажен, поперег 5 сажен, за двором ево отмерено 4 сажен… и с той пашни ему платить оброку" (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 57. Л. 36 об.). Упоминается в челобитной Соловецкого монастыря за 1673 г. (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 527).

Васка Евстратов
"Сумский" серебряник. В 1679 г. Соловецкий монастырь продал ему "золота краснаго две тетрати" (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 594. Л. 32 об.).

Дионисий
Старец Соловецкого монастыря, "сребренник". В 1594 - 1610 гг. "делал венец к Николе на Шижну из их серебра, за что в монастырскую казну было "взято от дела и за золото у них денег рубль 6 денег" (Постникова М.М. Серебряное дело в Новгороде в ХVI - ХVII в. // Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода: Сб. ст. М., 1968. С. 334). В 1612 г. "дал вкладу" в Соловецкий монастырь "платья и всякие рухляди на 28 руб." (СПб ФИРИ РАН. Колл. 2. Д. 152. Л. 265).

Дудкин Андрей Осипов (род. В 1870 г.)
Серебряник. Родом из крестьян Тверской губернии. Упомянут в послужных списках Соловецкого монастыря в 1913 г. В монастыре с 1903 г., с 1910 г. - послушник. Послушание - "серебрильное" (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 908. Л. 179 об. - 180).

Евстратий
Серебряник. Упомянут в писцовой книге Сумского острога 1666 г. (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 57. Л. 114 об.).

Жучков Федор
Холмогорский серебряник, из с. Куростров. В 1759 г. получил от Соловецкого монастыря "к золочению нового евангелия ртути..." (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 2. Д. 743. Л. 50).

Иосаф
"Черный священник" Соловецкого монастыря. В 1610 г. делал из казенного монастырского серебра "венец к местному образу Пречистые Богородицы в соборном храме у Преображения Спасова" и внес в монастырскую казну 9 рублей за серебро и золото" (Постникова М.М. Серебряное дело в Новгороде в ХVI - ХVII в. // Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода: Сб. ст. М., 1968. С. 334).

Иродион (в миру - Иван Александров Зябрев)
Монах, мастер серебряных дел. Родом из г. Тулы. Пострижен в Соловецком монастыре в 1880 г. В конце ХIХ в. "послушание проходит в должности мастера серебряных дел" (РГАДА, Ф. 1201. Оп. 4. Д. 878. Л. 213 об.).

Пахомий
Серебряник, иеромонах. В книгах денежной казны Соловецкого монастыря за 1707 - 1707 гг. упоминается, что "иеромонаху Пахомию за дело басем и окладов дано за ту работу денег рубль" (Ф. 1201. Оп. 1 Д. 177. Л. 35).

Сава
Серебряник. Среди документов Соловецкого монастыря за 1645 - 1651 гг. сохранилось "Судное дело по челобитной Савы серебрянника на Андрея Рухина в избиении" (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 48). Книги денежной казны за 1707-1707 гг. зафиксировали выплату "иеромонаху Кириллу за помяновение серебреника Савы" (Ф. 1201. Оп. 1 Д. 177. Л. 43).

Сава Варфоломеев
Серебряник. Упомянут в писцовой книге Сумского острога 1666 г. "з детьми с Ывашкой да Гашкой да с Якушкой, дворовые земли под ним… против двора к реке огородец" (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 57. Л. 85).

Силуан (Силуян)
Серебряник Соловецкого монастыря. Сохранилась грамота 1644 г. игумену монастыря Маркелу о том, чтобы соловецкого старца Силуана за его двадцатипятилетнюю "медную и серебрянную работу" и за старость определить в соборные старцы (СПб. ИИ РАН. Оп. 2. № 1863. Л. 23 об.).

Симон
Старец, серебряник. Работал в Соловецком монастыре на рубеже ХVI - ХVII вв. (История русского искусства / Под общ. ред. И.Э. Грабаря. Т. IV. М., 1959. С. 576). Упоминается в монастырских книгах в 1589 - 1593 гг. В 1584 г. "было дано ноугородцу Ивану золотарю за золотую снасть и что учил старца Симона сусального золота делать 5 рублей 2 алтын 4 денги" (Постникова М.М. Серебряное дело в Новгороде в ХVI - ХVII в. // Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода: Сб. ст. М., 1968. С. 333, 334).

Тимофей Дмитриев Шулжанин
"Кемский серебреник". В 1678 г. монастырь продал ему два золотых червоных… да ртути двенадцать золотников" (РГАДА. Ф. 1201. Оп.1. Д.594. Л. 9), а в 1682 г. - "буры на два алтына" (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 594. Л. 9 об.).

Чугунов Константин Егоров
Ученик серебряника. Жил в Соловецком монастыре с 1886 г. Родом из семьи мастеровых людей Вятской губернии. В 1895 г. "послушание проходит в мастерской у серебряника" (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 888. Л. 33).

© Государственное музейное
объединение «Художественная
культура Русского Севера», 2006
© Музеи участники выставки, 2006
© Издательство Сканрус, 2006
© Авторы статей
и каталожных описаний, 2006

 

НАСЛЕДИЕ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ В МУЗЕЯХ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ:     
Каталог / Сост. Т.М. Кольцова