Содержание
От составителя
Пояснения к каталогу
Список сокращений
Участники выставки
 
 

Т.М. Кольцова

   Т.М. Кольцова

   Облачения, предметы из тканей

Увеличить изображение

АНТИМИНС
Около 1600 г.
Соловецкий монастырь.
Из Благовещенской церкви Соловецкого монастыря. Поступил в АОКМ в 1920-е гг. из Архангельского епархиального древлехранилища.
АОКМ. КП 1164/19.
Хлопчатобумажное полотно, чернила. 18,5 х 16,7.
В центре, на свободном поле - восьмиконечный крест на трехступенчатой Голгофе с черепом Адама. На полях по кругу в три ряда - надпись полууставом: "ОСТИСЯ ОЛТАРЪ СИIА БГА НШГО IСА ХСА В ХРАМЕ БЛАГОВЕЩЕНИЯ БЦ… И НА ПАМЕТ ЧСТНАГО ЕЯ ПОКРОВА ПРИ БЛГОВЪРНОМ ЦРИ I ВЕЛИКОМ КНЗИ БОРИСЕ ФЕДОРОВИЧ И ВСЕЯ РУСИ И ПРИ БЛГОВЕРНОЙ ЦРЦЕ I ВЕЛИКОЙ КГНИ МАРИ I ПРИ БЛГОВЕРНОМ ЦРЕВИЧИ ФЕОДОРИ И ПРИ БЛГОВЕРНОЙ ЦРЕНЕ И ВЕЛИКОЙ КНЯЖНЕ КСЕНIИ И ПРИ МИТРОПОЛИТЕ НАВГАРОЦКОМ ВАРЛАМЕ И ПРИ IГУМЕНЕ СТЫЯ ОБИТЕЛИ СОВЕЦКОГО МНСТРЯ ИСИДОРА". По сторонам креста - надписи: "ЦРЬ СЛАВ, IСЪ ХС, НИ КА". Вверху пришит квадрат холста для мощей. Над ним - надпись чернилами: "261".
Реставратор Г.А. Григорьева (Архангельск, АФ ВХНРЦ, 2006).

Увеличить изображение

АНТИМИНС
1645 г.
Соловецкий монастырь.
Из Троицкой церкви Анзерского скита. Поступил в АОКМ в 1920-е гг. из Архангельского епархиального древлехранилища.
АОКМ. КП 1164/64.
Холст, чернила. 17,3 х 17,5.
В центре - восьмиконечный крест с тростью и копьем на трехступенчатой Голгофе с черепом Адама. Вокруг - надпись полууставом: "ОСТИСЯ ОЛТАР ГА БГА И СПСА НАШЕГ IСА ХА В ЦРКВИ ПРЕСТЫЯ И ЖИВОНАЧАЛНЫЯ ТРЦЫ… ЦРКОВЬ В ЛЕТО ЗРНД (7154) ИНДИКТА В ДI (?) НОЯБРЯ В ИI ПРИ БЛГОВЕРН(ОМ) ЦРЪ И ВЕЛИКОМ КНЗЕ АЛЕК(СИЕ) МИХАЙЛОВИЧЕ ВСЕЯ РУСИ И ПРИ МИТРОПОЛИТЕ НАШЕМ АФОНIИ НОВГОРОЦКОМ И ВЕЛИКОЛУЦКОМ… ОТЦЕ НАШЕМ ИГУМЕНЕ ИЛIИ СОЛОВЕЦКОГО МНСТРЯ". Вокруг Креста - титлы и криптограммы: "ЦРЬ СЛВЫ, IС ХС, НИКА, К ТРОС".
Реставратор Г.А. Григорьева (Архангельск, АФ ВХНРЦ, 2006).
Примечание: Антиминс на освящение первой каменной Троицкой церкви Троицкого Анзерского скита.

Увеличить изображение

АНТИМИНС
1648 г.
Соловецкий монастырь.
Из церкви Зосимы и Савватия Преображенского собора Соловецкого монастыря. Поступил в АОКМ в 1920-е гг. из Архангельского епархиального древлехранилища.
АОКМ. КП 1164/9.
Холст, чернила. 17 х 17.
В центре - восьмиконечный крест с копьем и тростью на ступенчатой Голгофе. Вокруг - надпись черными чернилами: "ОСТIСЯ ОЛТАР ГА БГА I СПСА НАШЕГО IСА ХА В ЦРКВИ ПРПДБНЫХ И БГОНОСНЫХ ОТЦЪ НАШИХЪ ЗОСИМЫ И САВАТIЯ ЧЮДОТВОРЦОВЪ В ЛЕТО ЗПНS (7156) ИНДИКТА А ИЮЛЯ В ИГ ДН ПРИ БЛГОВЕРНОМЪ И БГОХРАНИМОМЪ ГДРЕ ЦРЕ И ВЕЛИКОМЪ КНЗЕ АЛЕКСЕЕ МИХАЙЛОВИЧЕ ВСЕЯ РУСIИ САМОДЕРЬЖЦЕ И ПРИ ОСЩЕННОМ АВФОНIИ МИТРОПОЛИТЕ НОВГОРОЦКОМЪ И ВЕЛИКОЛУЦКОМЪ И ПРИ ОЦЕ НАШЕМЪ ИГУМИНЕ ИЛIИ СОЛОВЕЦКОГО МНСТРЯ". Вокруг креста - титлы Христа и криптограммы: "ЦРЬ СЛВЫ, IС ХС, НИКА, КОПIУ, ТРОСТЬ". Надписи: на квадрате для мощей чернилами "259"; на обороте антиминса тушью "№ 31".
Реставратор Г.А. Григорьева (Архангельск, АФ ВХНРЦ, 2006).

Увеличить изображение

ПОКРОВ. ИОАНН ЯРЕНГСКИЙ
1620-е гг.
Поступил в Архангельское древлехранилище в 1912 г. из церкви с. Яреньга Архангельского уезда Архангельской губернии. В 1920-е гг. передан в собрание Северного краевого музея.
АОКМ. КП 958.
Камка, атлас, шелковые нити, позолоченное пряденое серебро. Шитье шелковыми нитями в раскол (личное) и в прикреп (одежды). 157 х 96.
Святой Иоанн вышит в рост, на красной камке. Вдоль нижнего края - вкладная надпись: "ПРИЛОЖИЛЪ СИИ ПОКРОВЪ В ДОМЪ ПРЕПОДОБНОМУ ИВАНУ КНЯЗЬ ДМИТРЕЙ ПЕТРОВИЧЪ ПОЖАРЪСКОЙ". По периметру - зеленая атласная кайма с литургической надписью.
Реставратор Т.А. Горошко (Москва, ГЦХРМ, 1967 - 1973).
Литература:
Соломина В.П. Древнерусское шитье в собрании Архангельского областного краеведческого музея: Каталог. Архангельск, 1982. Кат. 4.
Примечание: Яренгский погост прежде назывался Яренгским монастырем. В 1635 г. он был закреплен за Соловецким монастырем. Просуществовал недолго и после секуляризации в ХVIII в. уступил место небольшому приходу. Святой Иоанн официально канонизирован русской православной церковью в 1625 г. Первый образ святого был написан в 1607 г. соловецким старцем иконописцем Феодоритом.

Увеличить изображение

СТИХАРЬ
Оплечье - XVII в., стан - конец ХVIII - начало ХIХ в.
Россия.
Из Соловецкого монастыря. В 1923 г. вывезен в ММК, откуда поступил в СГИАПМЗ в 1967 г.
СГИАПМЗ. Т-4.
Бархат двух видов, холст, сатин, галун, бель, жемчуг, серебро, стекла. Ткачество, шитье, чеканка, золочение. 1400 х 1600.
Стан и рукава стихаря сшиты из рытого (рельефного) бархата с узором в виде темно-красных крестов по золотому фону. Оплечье из бархата вишневого цвета, шито жемчугом с растительным узором из побегов и завитков; украшено цветными стеклами и серебряными дробницами. Зарукавья и подольник стихаря обозначены галуном. По бокам стихарь застегивается на десять серебряных пуговиц. На подкладе оплечья - рукописная надпись чернилами: "№ 5.9."; на подоле - бумажная этикетка: "Г.О.П. 2690 собор; 148 Сол. с.".
Реставратор Г.А. Григорьева (Соловки, СГИАПМЗ, 1981).
Источник:
ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 42. С. 209 об.-209. Главная церковная и ризничная опись Соловецкого монастыря. Ч. II. Конец ХIХ - начало ХХ вв.
Примечание: Номера ММК, указанные в акте передачи в СГИАПМЗ, - 2690 соб., 148 Сол.

Увеличить изображение

ВОЗДУХ
Первая половина XVIII в.
Россия.
Из Сергиевского скита на о. Большая Муксалма Соловецкого монастыря. В 1923 г. вывезена в ММК, откуда поступила в СГИАПМЗ в 1967 г.
СГИАПМЗ. Т-2.
Атлас, пряденое серебро, льняное полотно. Ткачество, шитье, набойка. 66 х 92.
На среднике из малинового атласа вышита композиция "Положение во гроб". По углам средника в кругах с "сиянием" изображены евангелисты, между ними по сторонам - четыре херувима. Шитье выполнено золотными и серебряными нитями по настилу в прикреп, личное - шелковыми нитями телесного цвета. Средник обрамлен серебряным галуном. По краю плащаницы идет кайма из голубого атласа. Подкладка из набойки со сложным узором. В правом нижнем углу подкладки пришита тканевая этикетка: "465 / Сол. // Серг. Муксол. № 5".
Реставратор Г.А. Григорьева (Соловки, СГИАПМЗ, 1984).
Источники:
Померанцев Н.Н., Силин Е.И. Описи и акты по приемке историко-художественных предметов Соловецкого монастыря комиссией отдела музеев Н.К.П. 11 августа 1923 года. / Архив СГИАПМЗ. Д. 11-23-71. Т. 1. С. 8.
Литература:
Григорьева Г.А. Русский Север глазами реставратора. Ткани. Одежда: Каталог выставки. Архангельск, 2002. С. 34, 36.
Примечание:
Номера ММК, указанные в акте передачи в СГИАПМЗ, - 2931 соб., 465 Сол.

Увеличить изображение

ОРАРЬ
ХVIII в.
Россия.
Из Соловецкого монастыря. В 1923 г. вывезен в ММК, откуда поступил в СГИАПМЗ в 1967 г.
СГИАПМЗ. Т-3.
Бархат, штоф, золотные нити, бель, серебро, жемчуг. Ткачество, шитье, чеканка, золочение. 203,2 х 8,5.
На темно-малиновом бархате мелким жемчугом вышит растительный узор, состоящий из листьев и бутонов. По всей длине ораря расположены серебряные фигурные дробницы в форме крестов. По краям - жемчужная обнизь. На концах ораря - по три кисти из золотных нитей, подложенных красным штофом. Одна пуговица для крепления к стихарю. На подкладе - надписи: "№ 1; 6; 5318"; бумажная этикетка: "2693 собор; I тур 151 Сол.
Источник:
ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 42. С. 221. Главная церковная и ризничная опись Соловецкого монастыря. Ч. II. Конец ХIХ - начало ХХ вв.
Примечание: Номера ММК, указанные в акте передачи в СГИАПМЗ, - 2693 соб., 151 Сол.

Увеличить изображение

СТИХАРЬ
XVIII в.
Поступил в АОКМ в 1922 г. из ризницы Соловецкого монастыря.
АОКМ. КП 871.
Шелковые ткани, атлас, галун, крашенина. 135 х 124.
Стихарь из коричневой шелковой ткани с узором в виде букетов цветов (синих, коричневых, белых). Оплечье из шелковой ткани с узором из золотных розеток. На рукавах - розовато-бежевый шелк с мелким цветочным узором. По нижнему краю - полоса красного атласа с золотным узором. По краю оплечья, на подоле и рукавах нашит серебристый галун. Подклад из синей крашенины. Сзади - крест.
Реставратор Н.Б. Ханенко (Архангельск, АОКМ, 2005 - 2006).

Увеличить изображение

ФРАГМЕНТ ТКАНИ
XVIII в.
Поступил в АОКМ в 1922 г. из ризницы Соловецкого монастыря.
АОКМ. КП 1050/1.
Парча. Ткачество. 64 х 49.
Фрагмент ткани прямоугольной формы из парчи: на серебристом фоне - букеты и бутоны бледно-сиреневых и голубых цветов с крупными золотистыми разводами.

ФРАГМЕНТ ТКАНИ
XVIII в.
Поступил в АОКМ в 1922 г. из ризницы Соловецкого монастыря.
АОКМ. КП 1050/2.
Парча. Ткачество. 70 х 50.
Фрагмент ткани прямоугольной формы из парчи. На серебристом фоне - сиреневые и голубые мелкие букеты и бутоны с крупными золотистыми разводами. С одного края пришита полоса из мишурной парчи. Подклад желтый.

Увеличить изображение Увеличить изображение

СТИХАРЬ
Около 1859 г.
Россия.
Поступил в АОКМ в 1922 г. из ризницы Соловецкого монастыря.
АОКМ. КП 804.
Парча, галун, полотно, золотные нити, бить. 130 х 126.
Стихарь из золотной парчи с узором из крупных букетов красных цветов с зеленой листвой. По краю оплечья, на рукавах и подоле нашит широкий галун. Подклад из белого полотна.
Реставратор Н.Б. Ханенко (Архангельск, АОКМ, 2005 - 2006).
Примечание: Стихарь, фелонь, епитрахиль и набедренник (кат. 228 - 231) составляют единый комплекс, подаренный монастырю Александром II. Стихарь упомянут в Главной церковной и ризничной описи Соловецкого монастыря конца ХIХ - начала ХХ в.: "…по серебряной земле и золотой насыпи золотые разводы с шелковыми розовыми и фиолетовыми цветами букетами и зелеными листьями… крест шитый золотом и серебром с блестками и голубым шелком… Оплечье и подольник обложены гасом серебряным широким с золотыми виноградными цветами, края подола и ворота таковым же узким. Подкладка бумажная белая. [Вклад] 1859 г. Государем Императором Александром Николаевичем" (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 42. Л. 210, 210 об.).
Поступил в Музей древнерусского искусства и старины г. Архангельска из ризницы Соловецкого монастыря по описи Петроградского отдела музеев от 9 октября 1922 г. Передан в Архгубмузей в 1924 - 1926 гг. (ГААО. Ф. 1222. Оп. 2. Д. 2. Л. 69; Оп. 1 Д. 19. Л. 81 об.).

Увеличить изображение Увеличить изображение

ФЕЛОНЬ
Около 1859 г.
Россия.
Поступила в АОКМ в 1922 г. из ризницы Соловецкого монастыря.
АОКМ. КП 783.
Галун, парча, полотно, золотные нити, блестки. 144 х 93.
Фелонь из золотной парчи с узором из крупных букетов красных цветов с зеленой листвой. На оплечье нашит широкий галун. Крест и звезда вышиты золотной нитью по высокому настилу, лучи из золотных блесток. Подклад из белого полотна.
Реставратор Н.Б. Ханенко (Архангельск, АОКМ, 2005 - 2006).
Примечание: Фелонь упомянута в Главной церковной и ризничной описи Соловецкого монастыря конца ХIХ - начала ХХ в. как риза парчовая "по серебряной земле и золотой насыпи золотые разводы с шелковыми розовыми и фиолетовыми цветами и зелеными листьями", оплечье и подольник обложены "гасом серебряным широким с золотыми виноградными цветами, ворот и край подола таким же гасом, узким, кресты и звезды шиты золотом и серебром с блестками и голубым шелком", спереди пять пуговиц серебряных белых, подклад белой шелковой материи. [Вклад] 1859 г. Государем Императором Александром Николаевичем. (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 42. Л. 155, 155 об.).
Поступила в Музей древнерусского искусства и старины г. Архангельска из ризницы Соловецкого монастыря по описи Петроградского отдела музеев от 9 октября 1922 г. Передана в Архгубмузей в 1924 - 1926 гг. (ГААО. Ф. 1222. Оп. 2. Д. 2. Л. 69; Оп. 1 Д. 19. Л. 81 об.).

Увеличить изображение

ЕПИТРАХИЛЬ
Около 1859 г.
Россия.
Поступила в АОКМ в 1922 г. Из ризницы Соловецкого монастыря. Вклад Императора Александра II в Соловецкий монастырь.
АОКМ. КП 967.
Парча, галун, блестки, трунцал, полотно, серебро. 143 х 35.
Две полосы парчи с крупным цветочным узором зеленого, красного и лилового цветов. По краю полос на голубой шелковой ткани нашит галун. На епитрахили шесть небольших фигурных четырехконечных крестов, обшитых голубой синелью, в центре серебряная бить с блестками. Семь литых ажурных серебряных пуговиц. Внизу - девять кистей из золотных пряденых нитей с нитью серебряного трунцала. Подклад из белого полотна.
Реставратор Н.Б. Ханенко (Архангельск, АОКМ, 2005 - 2006).
Примечания: Епитрахиль упомянута в Главной церковной и ризничной описи Соловецкого монастыря конца ХIХ - начала ХХ в.: епитрахиль разрезная, парча "по серебряной земле и золотой насыпи золотые разводы с шелковыми розовыми и фиолетовыми цветами букетами и зелеными листьями, обложены вокруг гасом серебряным узким с золотыми виноградными цветами", 7 пуговиц серебряных и 6 крестов, "шитых золотом и блестками и голубым шелком, на Иорданях по одному кресту из гасу, которые обложены золотою плетенкой и 9 кистей золотых с серебряной нитью. Подкладка шелковая белая… [Вклад] 1859 г. Государем Императором Александром Николаевичем". (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 42. Л. 177 об., 178).
Поступила в Музей древнерусского искусства г. Архангельска из ризницы Соловецкого монастыря по описи Петроградского отдела музеев от 9 октября 1922 г. Передана в Архгубмузей в 1924 - 1926 гг. (ГААО. Ф. 1222. Оп. 2. Д. 2. Л. 69; Оп. 1. Д. 19. Л. 81 об.).

Увеличить изображение

НАБЕДРЕННИК
Около 1859 г.
Россия.
Поступил в АОКМ в 1922 г. из ризницы Соловецкого монастыря.
АОКМ. КП 920.
Парча, блестки, галун, полотно, золотные нити, трунцал, блестки. 78,5 (133,5 - с лентой) х 52,5.
Прямоугольный набедренник из золотной парчи с крупным узором из цветочных букетов. По краям обшит галуном с узором в виде вьющейся ветки с цветами, плодами и листьями. В центре нашит небольшой четырехконечный крест золотного шитья с блестками. Внизу - 13 кистей из крученой золотной нити и серебряного трунцала. Подклад и лента из хлопчатобумажного полотна.
Реставратор Н.Б. Ханенко (Архангельск, АОКМ, 2005 - 2006).
Примечание: Набедренник упомянут в Главной церковной и ризничной описи Соловецкого монастыря конца ХIХ - начала ХХ в.: "…по серебряной земле и золотой насыпи шелковые цветы букетом, обложены гасом серебряным с золотыми виноградными цветами… в середине крест, шитый золотом и серебром с блестками и голубым шелком, по низу обшит золотой тесьмой с кистями золотыми и серебряной битью… подкладка шелковая белая". Вклад 1859 г. Государя Императора Александра Николаевича (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 42. Л. 196).
Поступил в Музей древнерусского искусства и старины г. Архангельска из ризницы Соловецкого монастыря по описи Петроградского отдела музеев от 9 октября 1922 г. Передан в Архгубмузей в 1924 - 1926 гг. (ГААО. Ф. 1222. Оп. 2. Д. 2. Л. 69; Оп. 1. Д. 19. Л. 81 об.).

Увеличить изображение Увеличить изображение

ФЕЛОНЬ
Вторая половина XIX в.
Россия.
Поступила в АОКМ в 1922 г. из ризницы Соловецкого монастыря.
АОКМ. КП 934.
Парча, бархат, тафта, галун, блестки, стекла в металлической оправе, бусы, пряденое серебро Вышивка по бели. 133 х 78.
Фелонь из желтой парчи. Оплечье из красного бархата с вышивкой по бели бусом и мелкими цветными стеклами в оправах. Узор оплечья: в центре - четырехконечный крест, около него - длинные вьющиеся стебли с листьями. По краю оплечья и на подоле нашит галун. Подклад из ярко-желтой тафты. Крест и звезда вышиты по высокому настилу пряденым серебром с блестками.
Примечание: Фелонь упомянута в Главной церковной и ризничной описи Соловецкого монастыря конца ХIХ - начала ХХ в.: "Риза парчи золотой и по серебряной фризовой земле ананасы с разводами золотыми, оплечье бархату малинового, на нем узоры вышиты бусами, крест такой же, в нем пять запанов серебряных с разноцветными стеклами и в разных местах 27 запанов таковых же и 25 стекол цветных в оправе, обложено оплечье и подольник гасом серебряным, а края подола тесемкою серебряною, крест и звезда шитые золотом, семь пуговиц серебряных белых, подклад шелковой материи" (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 42 . Л. 155 об., 156).
Поступила в Музей древнерусского искусства г. Архангельска из ризницы Соловецкого монастыря по описи Петроградского отдела музеев от 9 октября 1922 г. Передана в Архгубмузей в 1924 - 1926 гг. (ГААО. Ф. 1222. Оп. 2. Д. 2. Л. 69; Оп. 1. Д. 19. Л. 81 об.)

Увеличить изображение

ПЕЛЕНА
ХIХ в.
Россия.
Происходит из церкви Андрея Первозванного о. Большой Заяцкий Соловецкого архипелага. Поступила в СГИАПМЗ в 1984 г. из МИРА.
СГИАПМЗ. КП-5407.
Тафта, атлас, шелк, холст, галун, золотные и шелковые нити и кисти. Золотное шитье в прикреп, аппликация. 102,5 х 56,0.
Покров на аналой, прямоугольный, из тафты розоватого цвета. По краям - светло-серая полосатая кайма. По низу - полоса зеленого шелка, на фоне которого пришиты восемь крупных шелковых кистей вишневого цвета. В центре - восьмиконечный крест из галуна на ступенчатой Голгофе с орудиями страстей. По сторонам от креста - титлы Христа и криптограммы: "IИС ХС, IНЦИ, ЦРЬ С(Л)АВ(Ы), НИ КА, КТ, МЛ, РБ, ГА". Подклад из холста, на нем - бумажная наклейка со штампом Соловецкого общества краеведения с надписями от руки: "622" и "Заяцк. Андреевск цер".
Реставратор Г.А. Григорьева (Архангельск, АФ ВХНРЦ, 2003).
Примечание: Аналогичный покров описан в литературе: "... аналой до полу задрапирован пеленой из розового шелкового платка с белой каймой внизу, украшенной темно-красными кистями. Посредине нашит восьмиконечный крест на уступчатом подножье с обычными аттрибутами и криптограммами" (Виноградов Н.Н. Обозрение христианский древностей Музея СОК. Отдел II: Заповедник Б. Заяцкого острова (деревянная Андреевская церковь) // Материалы СОК. Вып. № 13. Соловки, 1927.).

Увеличить изображение

ПЕЛЕНА "ХРИСТОС И САМАРЯНКА"
XIX в.
Россия.
Поступила в АОКМ в 1923 г. из Воскресенской церкви на горе Секирной Соловецкого монастыря.
АОКМ. КП 1124.
Хлопчатобумажное полотно, синель, бить, глазет, канитель. Вышивка синелью, масляная живопись, золотное шитье в прикреп. 31 х 26.
Пелена из серебристого глазета с вышивкой цветной синелью. В левой части, под деревом, - сидящий Христос, справа к нему подходит самаритянка в белом одеянии. Личное письмо выполнено живописью по бумаге. Кайма и кладезь шиты битью в прикреп.
Реставратор А.М. Григорьева (Архангельск, АФ ВХНРЦ, 2006).
Примечание: Акт передачи в Архангельский музей № 7 от 13 августа 1923 г. (ГААО. Ф. 1222. Оп. 2. Д. 2. Л. 68).

© Государственное музейное
объединение «Художественная
культура Русского Севера», 2006
© Музеи участники выставки, 2006
© Издательство Сканрус, 2006
© Авторы статей
и каталожных описаний, 2006

 

НАСЛЕДИЕ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ В МУЗЕЯХ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ:     
Каталог / Сост. Т.М. Кольцова